Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 67 В ночь с 3 на 4 июня экипаж «Оби» не спал. К ночи задул ураганный ветер, скорость его пре вышала 40 метров в секунду. Началась интен сивная подвижка льда и сильное сжатие. Со скре жетом, треском и шумом льдины ползли одна на другую. Вал торосов, высотою пять—семь мет ров, вплотную подошел к левому борту «Оби». Судно начало выжимать на лед, крен увеличил ся до 6 с половиной градусов. Давление на кор пус стало критичёским. Льдами заклинило руль, повредило шпангоуты, деформировалась обшив ка корпуса, разломало взлетную площадку. Это было самое жесткое сжатие за весь период дрей фа. Еще бы небольшое напряжение и пришлось бы объявлять тревогу. Но «Обь» и люди устояли. 5 июня ветер немного ослаб. Начали готовить людей к эвакуации на «На- варин». Первыми решено было отправить жен щин и полярников. Все понимали, что «Обь» в опасности, но моряки не хоте ли покидать судно. Старший моторист Георгий Миминошвили, когда ему предложили готовиться к эвакуации, всерьез обиделся: «Разве я плохой мо торист? Я 14 лет плаваю на этом судне. Мой дом не в Поти, где живут мои дети и жена. Мой дом здесь на “Оби”». И остался. 10 июня началась переправка женщин и полярников на «Наварин», кото рый находился в 300 километрах от «Оби». Эту операцию моряки назвали «Воздушный мост». Расстояние по прямой между судами составляло 240 ки лометров. Авиаторы самолета и вертолета испытали тогда все прелести ан тарктической погоды: ветер в порывах достигал 22 метров в секунду, плохая видимость, сильная метель, да и взлетную полосу у «Наварина» могло взло мать в любую минуту. Но, несмотря на погоду, операция была закончена. На борту «Оби» осталось 73 человека, из них 50 моряков, остальные —авиаторы и ученые. «Обь», зажатая тяжелыми льдами, продолжала дрейфовать вместе с ледя ными полями. Антарктическая зима полностью вступила в свои права, морозы достигали -30 градусов, солнце вставало над горизонтом на 3 часа 10 минут. В условиях штормов и нулевой видимости для определения координат нахождения судна Сергей Волков освоил теодолит. Только специалисты смо гут понять, насколько это сложная наука. Несмотря на жестокие морозы и ветры, едва лишь в разрыве облаков по являлись небесные светила, прихватив с собой треногу, теодолит, секундомер и фонарик для подсветки для записи, капитан и один из штурманов спуска лись на лед и в нескольких метрах от судна проводили наблюдения. Затем с помощью звездного глобуса и таблиц вычисляли координаты местонахожде- Г. И. Миминошвили Фото из фондов музея истории ММП
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz