Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 67 В ночь с 3 на 4 июня экипаж «Оби» не спал. К ночи задул ураганный ветер, скорость его пре­ вышала 40 метров в секунду. Началась интен­ сивная подвижка льда и сильное сжатие. Со скре­ жетом, треском и шумом льдины ползли одна на другую. Вал торосов, высотою пять—семь мет­ ров, вплотную подошел к левому борту «Оби». Судно начало выжимать на лед, крен увеличил­ ся до 6 с половиной градусов. Давление на кор­ пус стало критичёским. Льдами заклинило руль, повредило шпангоуты, деформировалась обшив­ ка корпуса, разломало взлетную площадку. Это было самое жесткое сжатие за весь период дрей­ фа. Еще бы небольшое напряжение и пришлось бы объявлять тревогу. Но «Обь» и люди устояли. 5 июня ветер немного ослаб. Начали готовить людей к эвакуации на «На- варин». Первыми решено было отправить жен­ щин и полярников. Все понимали, что «Обь» в опасности, но моряки не хоте­ ли покидать судно. Старший моторист Георгий Миминошвили, когда ему предложили готовиться к эвакуации, всерьез обиделся: «Разве я плохой мо­ торист? Я 14 лет плаваю на этом судне. Мой дом не в Поти, где живут мои дети и жена. Мой дом здесь на “Оби”». И остался. 10 июня началась переправка женщин и полярников на «Наварин», кото­ рый находился в 300 километрах от «Оби». Эту операцию моряки назвали «Воздушный мост». Расстояние по прямой между судами составляло 240 ки­ лометров. Авиаторы самолета и вертолета испытали тогда все прелести ан­ тарктической погоды: ветер в порывах достигал 22 метров в секунду, плохая видимость, сильная метель, да и взлетную полосу у «Наварина» могло взло­ мать в любую минуту. Но, несмотря на погоду, операция была закончена. На борту «Оби» осталось 73 человека, из них 50 моряков, остальные —авиаторы и ученые. «Обь», зажатая тяжелыми льдами, продолжала дрейфовать вместе с ледя­ ными полями. Антарктическая зима полностью вступила в свои права, морозы достигали -30 градусов, солнце вставало над горизонтом на 3 часа 10 минут. В условиях штормов и нулевой видимости для определения координат нахождения судна Сергей Волков освоил теодолит. Только специалисты смо­ гут понять, насколько это сложная наука. Несмотря на жестокие морозы и ветры, едва лишь в разрыве облаков по­ являлись небесные светила, прихватив с собой треногу, теодолит, секундомер и фонарик для подсветки для записи, капитан и один из штурманов спуска­ лись на лед и в нескольких метрах от судна проводили наблюдения. Затем с помощью звездного глобуса и таблиц вычисляли координаты местонахожде- Г. И. Миминошвили Фото из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz