Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

66 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Волков, как никто другой, осознавал сложность положения. Он был сдер­ жан, деловит и... никакой растерянности. Капитан, как мог, подбадривал под­ чиненных, почти не покидал мостик. Сергей Иванович поручил своему дублеру Сергею Алексеевичу Смирно­ ву срочно распределить обязанности между участниками дрейфа. В деталь­ ном плане дублера расписано было все: кто займется изготовлением саней- волокуш, кто станет делать соляровые печи для обогрева, кто выгружает раз­ борные домики палатки и устанавливает их на льду и т.д. Заведующий продовольствием Борис Дмитриевич Фролов занялся подготовкой мешков с неприкосновенным запасом продуктов для каждого члена экипажа. Сколько продлится ледовый дрейф в этом неизученном районе Южного океана и как он закончится — судить было трудно. Дизель-электроход подвергался воз­ действию частых циклонов ураганной силы, корпус стонал и трещал от мно­ гочисленных сжатий, значительная часть его, особенно в районе трюма №2, была деформирована, некоторые шпангоуты были разрушены. Над судном нависла смертельная опасность. Экипаж, напрягая все силы, боролся за жи­ вучесть корабля. Беспокоило и то, что станцию «Ленинградская» не успели снабдить продовольствием и топливом, кроме того не успели сменить поляр­ ников. Приняли решение сделать это самолетом, т. к. вертолет Ми-8 не был исправен. Возникла необходимость построить взлетно-посадочную полосу. Полярная осень переходила в зиму. 3 мая температура понизилась до -32 градусов. Несколько суток моряки на пронизывающем ветру и обжи­ гающем морозе разбирали торосы, срубали торчащие обломки льда, расчища­ ли с площадки снег. С помощью взрывов очищали от льда корму судна. Греб­ ной винт и рулевое устройство были под угрозой. 4 мая только за одни сутки «Обь» сдрейфовала на север на 13 миль, а расстояние между судном и «Ленинградской» составило 305 км. И все же до 10 мая удалось с помощью самолета и отремонтированного вертолета сме­ нить полностью состав 17-й Советской антарктической экспедиции. Результаты авиаразведки были неутешительны: на сотни километров вок­ руг судна десятибалльный, сжатый лед. Мороз все крепчал. В Москве была создана комиссия по оказанию помощи дрейфующему судну. В район дрейфа направили дизель-электроход «Наварин» для переброски на него людей. Через некоторое время обнаружилось, что на судне стали замерзать танки двойного дна, что грозило затоплением некоторых отсеков. Воду из большин­ ства танков успели откачать, но в одном из них образовалась течь, через кото­ рую поступала забортная вода. Топорами и кирками несколько дней моряки вырубали лед из каждой шпации, пока не обнаружили и не устранили пробои­ ну. 20 мая в 60 метрах за кормой прошла трещина, появились разводья, но двинуться «Обь» не могла. А вот взлетно-посадочная полоса оторвалась и уп­ лыла. И вновь экипаж начал сооружать полосу для самолета, чтобы подгото­ виться к приходу «Наварина». 30 мая дизель-электроход подошел к кромке антарктических льдов. Расстояние между судами превышало 500 километров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz