Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
66 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Волков, как никто другой, осознавал сложность положения. Он был сдер жан, деловит и... никакой растерянности. Капитан, как мог, подбадривал под чиненных, почти не покидал мостик. Сергей Иванович поручил своему дублеру Сергею Алексеевичу Смирно ву срочно распределить обязанности между участниками дрейфа. В деталь ном плане дублера расписано было все: кто займется изготовлением саней- волокуш, кто станет делать соляровые печи для обогрева, кто выгружает раз борные домики палатки и устанавливает их на льду и т.д. Заведующий продовольствием Борис Дмитриевич Фролов занялся подготовкой мешков с неприкосновенным запасом продуктов для каждого члена экипажа. Сколько продлится ледовый дрейф в этом неизученном районе Южного океана и как он закончится — судить было трудно. Дизель-электроход подвергался воз действию частых циклонов ураганной силы, корпус стонал и трещал от мно гочисленных сжатий, значительная часть его, особенно в районе трюма №2, была деформирована, некоторые шпангоуты были разрушены. Над судном нависла смертельная опасность. Экипаж, напрягая все силы, боролся за жи вучесть корабля. Беспокоило и то, что станцию «Ленинградская» не успели снабдить продовольствием и топливом, кроме того не успели сменить поляр ников. Приняли решение сделать это самолетом, т. к. вертолет Ми-8 не был исправен. Возникла необходимость построить взлетно-посадочную полосу. Полярная осень переходила в зиму. 3 мая температура понизилась до -32 градусов. Несколько суток моряки на пронизывающем ветру и обжи гающем морозе разбирали торосы, срубали торчащие обломки льда, расчища ли с площадки снег. С помощью взрывов очищали от льда корму судна. Греб ной винт и рулевое устройство были под угрозой. 4 мая только за одни сутки «Обь» сдрейфовала на север на 13 миль, а расстояние между судном и «Ленинградской» составило 305 км. И все же до 10 мая удалось с помощью самолета и отремонтированного вертолета сме нить полностью состав 17-й Советской антарктической экспедиции. Результаты авиаразведки были неутешительны: на сотни километров вок руг судна десятибалльный, сжатый лед. Мороз все крепчал. В Москве была создана комиссия по оказанию помощи дрейфующему судну. В район дрейфа направили дизель-электроход «Наварин» для переброски на него людей. Через некоторое время обнаружилось, что на судне стали замерзать танки двойного дна, что грозило затоплением некоторых отсеков. Воду из большин ства танков успели откачать, но в одном из них образовалась течь, через кото рую поступала забортная вода. Топорами и кирками несколько дней моряки вырубали лед из каждой шпации, пока не обнаружили и не устранили пробои ну. 20 мая в 60 метрах за кормой прошла трещина, появились разводья, но двинуться «Обь» не могла. А вот взлетно-посадочная полоса оторвалась и уп лыла. И вновь экипаж начал сооружать полосу для самолета, чтобы подгото виться к приходу «Наварина». 30 мая дизель-электроход подошел к кромке антарктических льдов. Расстояние между судами превышало 500 километров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz