Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 65 Дизель-электроход «Обь» в Антарктиде. Фото из фондов музея истории ММП Особенно трудным оказался для наших моряков 18-й антарктический рейс. Многолетние льды, скопления айсбергов, штормовые ветры не позволили ди­ зель-электроходу подойти к берегу. Попытались пробиться к станции «Ле­ нинградская». Но коварная «голубая красавица», как назвал Антарктику аме­ риканский исследователь Р. Бэрд, сделала все, чтобы не пустить судно к сво­ им берегам. «Обь», увлекаемая льдами, застревала и все больше удалялась от берега. Не помогали ни кренование, ни реверсивные форсирования хода, ни заводка ледовых якорей. Экипаж кирками, пешнями и ломами пытался ска­ лывать вокруг судна ледовые тиски. Расстояние между станцией и судном увеличивалось. Подошедшие вплотную льдины заклинили руль, деформиро­ вали несколько шпангоутов. 23 апреля 1973 года начался дрейф «Оби». Суд­ но оказалось во власти льдов, ветров и течений. В любой момент его могло раздавить льдами. Надо было готовиться к любым последствиям дрейфа в условиях антарктической зимы и наступающей полярной ночи. В том рейсе особо проявились все профессиональные качества капитана «Оби» Сергея Волкова. На борту судна находились 135 ученых и более 60 членов экипажа. Ответственность за их судьбы лежала на действиях капита­ на. Незамедлительно в своей каюте капитан собрал старший комсостав. Об­ суждался вопрос о подготовке экипажа к экстренному выходу на лед в случае гибели судна. Для организации лагеря на льду необходимо было как мини­ мум на десять дней обеспечить всех пассажиров и экипаж разборными доми­ ками, палатками, продовольствием, радиостанцией, теплой одеждой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz