Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

64 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА В год 30-летия победы в Великой Отечественной войне экипажу «Инди­ гирки» выпала высокая честь установить и открыть на арктическом норвеж­ ском острове Надежда памятник мужественному экипажу парохода «Декаб­ рист», героически погибшему в 1942 году. Над свинцовыми водами Баренце­ ва моря тогда, как клятва, прозвучали слова: «Помните, через века, через года, —помните! О тех, кто уже не придет никогда, —помните!». Эти слова словно завещание живущим о тех, кто осваивал Арктику, кто строил на Арк­ тическом побережье города и комбинаты. За всеми знаками трудовой доблести прославленного экипажа стояли люди, рукам и умам которых обязана своей славой «Индигирка». С 1957 по 1968 годы экипаж возглавлял потомственный моряк, архангелогородец — капитан Андрей Федорович Пинежанинов. Это он был одним из капитанов д /э «Обь» в его первой Антарктической экспедиции, а в 1963 году ему присвоено зваиие Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Сери и Молот». На капитанском мостике его сменил Игорь Андреевич Рубцов, отлич­ ный арктический моряк, награжденный за отличную работу в 1971 году орде­ ном «Знак Почета». Кавалером ордена Ленина на судне был старший мото­ рист, опытный наставник молодежи А. В. Рассохин. Ордена Трудового Красно­ го Знамени была удостоена буфетчица М. Н. Костина, «Знак Почета» —моторист A. А. Киселёв. На «Индигирке прошли выучку и стали капитанами судов паро­ ходства: В. А. Куроптев, С. И. Замтфорт, В. А. Мелин, И. К. Мацигановский, B. И. Джохадзе и др. Много труда, знаний и опыта вложили в воспитание экипажа его первые помощники М. А. Кемеров и Л. А. Агафонов. О работе Леонида Александровича Агафонова ветераны вспоминают с особой теплотой. Много лет каждое утро на «пяти углах»* «Индигирки» висел новый номер стенной газеты, которую помполит делал ночами. Списана «Индигирка» на металлолом в 1982 году. Но как было бы спра­ ведливо, если бы имена могучих сибирских рек вновь появились на бортах современных теплоходов, которым предстоит работать на трассах Арктики. И этим сохранили бы память о своих замечательных предшественниках. Коварство «голубой красавицы» 5 января 1956 года дизель-электроход «Обь» Мурманского морского пароходства первым из советских судов прибыл к берегам Антарк­ тиды. Эта дата считается началом научных исследований Россией юж­ ного материка. «Обь» совершила девятнадцать экспедиционных рейсов к бе­ регам Антарктиды. * «П я т ь у г л о в » - так моряки называют место, где они встречаются в свободное от вахт время.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz