Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

60 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА судно серии дизель-электроходов типа «Лена», предназначенное для авто­ номного плавания во льдах Арктики. Но судьба этого судна сложилась доста­ точно удачно и оно оказалось первым во многих экспериментальных морских рейсах и арктических операциях. Со вступлением в состав Мурманского морского арктического пароход­ ства дизель-электроход стал выполнять рейсы в наиболее трудных районах Арктики, работал в зимних условиях на Белом и Баренцевом морях, осуще­ ствлял каботажные и заграничные перевозки. Уже в декабре 1957 года в одном из рейсов на архипелаг Шпицберген в районе мыса Серкап экипаж спас 39 моряков рыболовецкого траулера «Карп», потерпевшего аварию и затонувшего в водах штормового Баренцева моря в сложных условиях полярной ночи. Это стоило немалых усилий экипажу «Ин­ дигирки» и его капитану. О примерах организации идеологической работы в советское время многие теперь говорят с иронией. Но ведь трудовые и произ­ водственные достижения от этих подходов отнюдь не теряют своей весомос­ ти и достойны быть сохраненными в истории. В январе 1958 года экипаж отличился тем, что навстречу предстоящему XXI съезду КПСС выступил вна­ чале лидером парного соревнования с однотипным экипажем д /э «Лена», а в ноябре моряки «Индигирки» обратились ко всем экипажам судов Министер­ ства морского флота с почином поддержать борьбу за право называться «Эки­ пажем коммунистического труда». И через год, в августе 1959 года, экипажу дизель-электрохода «Индигирка» —первому в стране —было присвоено вы­ сокое звание «Экипаж коммунистического труда». В советский период это было поистине высокое звание. Оно означало экономию всех ресурсов, доб­ росовестное отношение каждого моряка к труду, достойное поведение в семье и т. д. И что же в этом плохого? Это доброе начало перестало быть добрым, когда его превратили в массовое. И именно в 1959 году экипажи «Индигирки» и теплохода «Леонид Леони­ дов» под проводкой ледоколов «Капитан Мелехов», «Капитан Белоусов» впер­ вые в истории арктических плаваний использовали малоизученный пролив Красной Армии для прохода с востока на запад и обратно. Были доставлены грузы для полярников высокоширотных станций архипелага Седова, доказа­ на способность экипажа осуществлять сложные арктические перевозки. Сейчас круглогодичная навигация на Белом море стала обычной, но все имеет свое начало. Первое зимнее (1958—1959) плавание по морю и реке Северная Двина было поручено именно экипажу дизель-электрохода «Инди­ гирка» под командованием капитана Андрея Пинежанинова. Экипаж успеш­ но обеспечил вывоз целлюлозы из порта Архангельск в порты Европы. Если ранее целлюлозу отправляли по железной дороге в Мурманск или Прибалти­ ку и там перегружали на морские суда, то теперь она прямо с архангельских складов шла в трюмы «Индигирки». Тогда за четыре зимних рейса было вы­ везено свыше 15 тысяч тонн целлюлозы на экспорт, что помогло сократить транспортные издержки почти на миллион полновесных советских рублей. Капитан «Индигирки» Андрей Пинежанинов написал статью в архангель-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz