Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
60 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА судно серии дизель-электроходов типа «Лена», предназначенное для авто номного плавания во льдах Арктики. Но судьба этого судна сложилась доста точно удачно и оно оказалось первым во многих экспериментальных морских рейсах и арктических операциях. Со вступлением в состав Мурманского морского арктического пароход ства дизель-электроход стал выполнять рейсы в наиболее трудных районах Арктики, работал в зимних условиях на Белом и Баренцевом морях, осуще ствлял каботажные и заграничные перевозки. Уже в декабре 1957 года в одном из рейсов на архипелаг Шпицберген в районе мыса Серкап экипаж спас 39 моряков рыболовецкого траулера «Карп», потерпевшего аварию и затонувшего в водах штормового Баренцева моря в сложных условиях полярной ночи. Это стоило немалых усилий экипажу «Ин дигирки» и его капитану. О примерах организации идеологической работы в советское время многие теперь говорят с иронией. Но ведь трудовые и произ водственные достижения от этих подходов отнюдь не теряют своей весомос ти и достойны быть сохраненными в истории. В январе 1958 года экипаж отличился тем, что навстречу предстоящему XXI съезду КПСС выступил вна чале лидером парного соревнования с однотипным экипажем д /э «Лена», а в ноябре моряки «Индигирки» обратились ко всем экипажам судов Министер ства морского флота с почином поддержать борьбу за право называться «Эки пажем коммунистического труда». И через год, в августе 1959 года, экипажу дизель-электрохода «Индигирка» —первому в стране —было присвоено вы сокое звание «Экипаж коммунистического труда». В советский период это было поистине высокое звание. Оно означало экономию всех ресурсов, доб росовестное отношение каждого моряка к труду, достойное поведение в семье и т. д. И что же в этом плохого? Это доброе начало перестало быть добрым, когда его превратили в массовое. И именно в 1959 году экипажи «Индигирки» и теплохода «Леонид Леони дов» под проводкой ледоколов «Капитан Мелехов», «Капитан Белоусов» впер вые в истории арктических плаваний использовали малоизученный пролив Красной Армии для прохода с востока на запад и обратно. Были доставлены грузы для полярников высокоширотных станций архипелага Седова, доказа на способность экипажа осуществлять сложные арктические перевозки. Сейчас круглогодичная навигация на Белом море стала обычной, но все имеет свое начало. Первое зимнее (1958—1959) плавание по морю и реке Северная Двина было поручено именно экипажу дизель-электрохода «Инди гирка» под командованием капитана Андрея Пинежанинова. Экипаж успеш но обеспечил вывоз целлюлозы из порта Архангельск в порты Европы. Если ранее целлюлозу отправляли по железной дороге в Мурманск или Прибалти ку и там перегружали на морские суда, то теперь она прямо с архангельских складов шла в трюмы «Индигирки». Тогда за четыре зимних рейса было вы везено свыше 15 тысяч тонн целлюлозы на экспорт, что помогло сократить транспортные издержки почти на миллион полновесных советских рублей. Капитан «Индигирки» Андрей Пинежанинов написал статью в архангель-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz