Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

56 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Этот удачный эксперимент, включавший загрузку судна в портах Европы, показал целесообразность регулярной работы универсальных транспортных судов пароходства на канадском направлении. Начиная работу на Канаду в зимнее время, руководство ММП отчетливо представляло не только возмож­ ные трудности ледового плавания в бассейне Святого Лаврентия, но и свои возможности: прежде всего, наличие судов усиленного ледового класса и боль­ шой опыт ледового плавания моряков пароходства в Арктике и Антарктике. На линию были поставлены суда типа «Лена», имеющие ледовый класс «УЛ-Арктик», и суда типа «Днепрогэс» с классом «УЛ». Впоследствии в зимнее время на линии активно работали суда типа «Повенец» и «Пионер». Были успешно выполнены три зимние навигации на Канаду. Они вклю­ чали заходы в северные порты Дании, ФРГ, Польши, Голландии, Бельгии, Франции, Испании, а также Англии и средиземноморские порты Генуя, Не­ аполь, Измир, Ла Валетта и другие. Полученный опыт подтвердил возмож­ ность дальнейшего увеличения перевозок на канадском направлении, как по объему, так и по географическому району плавания. Впоследствии от захода в средиземноморские порты, ввиду низкой рентабельности и высокой конку­ рентной борьбы, пароходство отказалось. Дальнейшим развитием «Арктик-Лайн» явилась организация в 1967 году круглогодичной работы на направлении Мурманск—порты Северной Европы— Канада. В летние месяцы, когда весь флот Мурманского пароходства был задействован для работы в Арктике, использовали арендуемые у Балтийского пароходства суда. Позднее их сменили суда типа «Ленинская гвардия» Эстонского пароходства. В 1967 году реорганизовали и управление флотом. Был создан отдел ли­ нейных перевозок, в который вошли работники Службы перевозок и движе­ ния флота. Тогда же было организовано представительство «Арктик-Лайн» в Монреале. Первым представителем пароходства в Канаде был капитан Гер­ ман Дмитриевич Бурков. К отделу линейных перевозок были приданы не­ сколько человек из валютно-финансового отдела со знанием английского языка, капитан-наставник, механик-наставник, инспектор отдела кадров. Первым на­ чальником отдела линейных перевозок был Евгений Изосимович Прокопьев. Затем в разные годы его возглавляли В. Чурилов, М. Близнецов, Е. Бабкин, В. Сухарева и т. д. Линия «Арктик-Лайн» имела важное экономическое значение для паро­ ходства. Она обеспечила гарантированную работу транспортно-ледоколь- ного флота в зимний «межарктический» период. Привлечение грузов инос­ транных фрахтователей дало возможность зарабатывать твердую валюту для страны, что в свою очередь привело к значительному повышению валютно­ финансовых показателей пароходства. Доля «Арктик-Лайн» по чистой ва­ лютной выручке составляла 25—33%. Качественные показатели перевозок (апатит, уголь, кубинский сахар и др.) на этой линии превышали прочие на­ правления в 2—2,5 раза.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz