Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 51 Одна из постоянно действующих выставок «От “Ермака” до атомных ле­ доколов» рассказывает об истории развития отечественного ледокольного флота России. На ней представлены модели всех серий судов, работавших на ледовых трассах, фотографии моряков и судовых экипажей. Сохранилась уни­ кальная книга личного состава «дедушки ледокольного флота» знаменитого «Ермака». Первая запись в ней датирована 1899 годом. Здесь же уникальный судовой колокол младшего брата «Ермака» —ледокола «Святогоръ» (позднее — «Красин») и выписка из судового журнала, сделанная рукой Павла Акимови­ ча Пономарева, стоявшего много лет на капитанских мостиках этих ледоко­ лов, а впоследствии ставшего первым капитаном первенца атомного флота ледокола «Ленин». Экспонируется немало различных приборов, снятых со старых морских судов, в частности, бортовые отличительные огни, спасательный круг с подпи­ сями членов последнего экипажа пассажирского парохода «Вологда». А со­ всем недавно в дар музею был передан колокол этого старенького, но не за­ бытого моряками судна. Инструмент судового кочегара, снятый с последнего парохода компании «Володарский», представлен примитивной совковой ло­ патой, кочегарским ломом — «понедельник» и двухметровыми щипцами. Сохранились и колосники с этого судна. Этот пароход был построен в Ле­ нинграде в 1929 году. Он одним из первых в тридцатые годы вышел с грузом на арктические трассы. У стенда, посвященного участию мурманских моряков в освоении Антарк­ тиды, установлена модель исторического дизель-электрохода «Обь», совершив­ шего 19 рейсов к берегам южного континента. А рядышком с «Обью», словно на ледовом барьере, обосновалась семейка пингвинов (чучела), вызывающих искренний интерес детей. 53 года назад —5 января 1956 года —дизель-элек­ троход «Обь» первым из советских судов подошел к берегам Антарктики. У каждого экспоната своя неповторимая судьба. Вот —почетный капи­ танский приз «Золотая трость» с позолоченным наконечником. Она при­ надлежала известному полярному капитану Эдуарду Купри, который заво­ евал ее 1 января 1974 года на теплоходе «Павлик Ларишкин». В трудной многочасовой гонке во льдах реки Святого Лаврентия, уступая по скорос­ ти шведскому контейнеровозу «Монтморенси», он первым вошел в аква­ торию порта Монреаль, за что капитан советского судна получил почет­ ную награду. Порой даже моряков удивляет коллекция предметов, находящихся в му­ зее. Например, действующая маленькая модель судовой паровой машины или огромный гонг с плавучей технической базы «Лепсе». Таких не увидишь на современных судах! В залах представлены разнообразные модели ледоколов и транспортных судов, работавших в пароходстве с начала его организации. Эта экспозиция постоянно пополняется. Мурманские умельцы мастерят модели как истори­ ческих, так и действующих судов компании.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz