Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 51 Одна из постоянно действующих выставок «От “Ермака” до атомных ле доколов» рассказывает об истории развития отечественного ледокольного флота России. На ней представлены модели всех серий судов, работавших на ледовых трассах, фотографии моряков и судовых экипажей. Сохранилась уни кальная книга личного состава «дедушки ледокольного флота» знаменитого «Ермака». Первая запись в ней датирована 1899 годом. Здесь же уникальный судовой колокол младшего брата «Ермака» —ледокола «Святогоръ» (позднее — «Красин») и выписка из судового журнала, сделанная рукой Павла Акимови ча Пономарева, стоявшего много лет на капитанских мостиках этих ледоко лов, а впоследствии ставшего первым капитаном первенца атомного флота ледокола «Ленин». Экспонируется немало различных приборов, снятых со старых морских судов, в частности, бортовые отличительные огни, спасательный круг с подпи сями членов последнего экипажа пассажирского парохода «Вологда». А со всем недавно в дар музею был передан колокол этого старенького, но не за бытого моряками судна. Инструмент судового кочегара, снятый с последнего парохода компании «Володарский», представлен примитивной совковой ло патой, кочегарским ломом — «понедельник» и двухметровыми щипцами. Сохранились и колосники с этого судна. Этот пароход был построен в Ле нинграде в 1929 году. Он одним из первых в тридцатые годы вышел с грузом на арктические трассы. У стенда, посвященного участию мурманских моряков в освоении Антарк тиды, установлена модель исторического дизель-электрохода «Обь», совершив шего 19 рейсов к берегам южного континента. А рядышком с «Обью», словно на ледовом барьере, обосновалась семейка пингвинов (чучела), вызывающих искренний интерес детей. 53 года назад —5 января 1956 года —дизель-элек троход «Обь» первым из советских судов подошел к берегам Антарктики. У каждого экспоната своя неповторимая судьба. Вот —почетный капи танский приз «Золотая трость» с позолоченным наконечником. Она при надлежала известному полярному капитану Эдуарду Купри, который заво евал ее 1 января 1974 года на теплоходе «Павлик Ларишкин». В трудной многочасовой гонке во льдах реки Святого Лаврентия, уступая по скорос ти шведскому контейнеровозу «Монтморенси», он первым вошел в аква торию порта Монреаль, за что капитан советского судна получил почет ную награду. Порой даже моряков удивляет коллекция предметов, находящихся в му зее. Например, действующая маленькая модель судовой паровой машины или огромный гонг с плавучей технической базы «Лепсе». Таких не увидишь на современных судах! В залах представлены разнообразные модели ледоколов и транспортных судов, работавших в пароходстве с начала его организации. Эта экспозиция постоянно пополняется. Мурманские умельцы мастерят модели как истори ческих, так и действующих судов компании.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz