Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 43 к людям труда, к своей профессии. Замечательны высказывания капитана Ю. С. Кучиева о Кодексе морской чести, в котором главное —«элементарная порядочность и преданность морским традициям». Образцом отношения к своему делу и своими главными учителями он считал арктических капитанов М. Я. Сорокина и П. А. Пономарева. Под руководством капитана Сорокина начинал Юрий Кучиев свою биографию в должности четвертого помощника на ледоколе «Ермак» в 1945 году. Знакомство с молодым моряком Михаил Яковлевич начал с того, что приказал подчиненным переодеть Кучиева в но вую морскую форму. Всю жизнь Юрий Сергеевич руководствовался незыб лемыми правилами своих учителей: не допускать даже окрика на судоводите лей транспортов, идущих под проводкой ледокола. Недаром же родилось в те далекие годы подзабытое ныне выражение «арктическая тактичность». Усво ив уроки своих учителей, Кучиев развивал их мысли и подходы примени тельно к своему ледоколу. Подчас жестки, категоричны, но справедливы его высказывания: «Порядок начинается с кают-компании. Если офицер этого не понимает, он просто негодяй или дурак», «К атомному реактору должны под ходить только люди с чистой совестью и с чистыми руками» и т. д. После смерти жены Ю. С. Кучиев составил завещание, в котором просил соратни ков по атомному ледокольному флоту выполнить его последнюю волю после ухода его из жизни —предать водам Ледовитого океана в районе Северного полюса свой прах и прах его жены. Руководство и моряки Мурманского мор ского пароходства посчитали своим святым долгом выполнить последнюю волю капитана, чье имя по праву входит в золотой фонд выдающихся людей России. Урны с прахом были доставлены в район Северного полюса на борту атомного ледокола «Ямал» и торжественно преданы морю 19 августа 2006 года в 21 час по московскому времени. Морские традиции уходят в глубь тысячелетий. Не случайно всем транс портным судам, которые построило человечество, даются имена. Словно они — живые существа, способные помочь морякам избежать бурь и опасностей во время дальних плаваний. Имя —это своего рода талисман, поэтому, по старин ной традиции, нарекает корабль женщина — крестная мать. При крещении судна включаются величавые звуки гимна России и страны, строящей судно. «Новый балкер получает имя —“Заполярье”. Хочу пожелать, чтобы на мостике этого судна работали надежные, ответственные капитаны, а экипажи были друж ными и сплоченными. Благословит Бог это судно и тех, кто будет на нем рабо тать» — примерно такие слова произнесла главный бухгалтер пароходства Татьяна Храмова —крестная мать теплохода, построенного в Китае. Замечательной традицией моряков является любовь к своему судну и су довому флагу. Государственный флаг —это знак принадлежности судна на шей Родине, святыня для каждого моряка. Для моряка за рубежом судно отождествляется с Родиной, домом, родными и близкими людьми. Боевые традиции российских моряков связаны с защитой отечества, мир ного труда простого народа. В годы Великой Отечественной войны не было
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz