Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 39 ударнику», имел ряд благодарностей. Человек интеллигентный, хорошо зна­ ющий судовые механизмы, он пользовался в экипаже большим авторитетом. Поступинский Сергей Кондратъевич —четвертый механик парохода. Ро­ дился в 1910 году в Екатеринбургской губернии. Отец его работал лоцманом судов на реке Сосьва и постоянно брал Сергея с собой в рейсы. Умер отец, когда мальчику было всего 10 лет. Пришлось бросить школу и наняться к зажиточным крестьянам пасти скот, возить сено, заготавливать дрова. Когда немного подрос, устроился матросом в Тюменское речное пароходство, позже работал в Одесском порту на маяке в качестве машиниста. Служил более 5 лет на судах Северной военной флотилии в Полярном. Да так и остался на Севере, перебравшись в Мурманск. Устроился на пароход «Кузбасс» в долж­ ности старшего машиниста. Имея всего 4 класса образования, он на работе проявил себя знающим специалистом. К обязанностям относился аккуратно. Его характеризовали как человека дисциплинированного, энергичного, воле­ вого. На судне считали лучшим стахановцем и рекомендовали на учебу для получения специальности механика. На «Ижору» Сергей Кондратьевич при­ шел уже четвертым механиком. Петр Яковлевич Давыдов —кочегар 1-го класса. До «Ижоры» работал на пароходе «Роза Люксембург». Был лучшим стахановцем. Выполнял производ­ ственные задания на двести процентов. Моряки избрали его председателем судового комитета. В отзыве о работе Петра Давыдова только положительные определения. «Хорошо знает угли, умеет их сушить, передает свой опыт дру­ гим» и т. д. За время работы в пароходстве не имел ни одного замечания. Поваром на пароходе «Ижора» работал Иван Федорович Салин. Ему к моменту гибели парохода было всего 25 лет. После окончания школы фаб­ рично-заводского ученичества (ФЗУ) в Ленинграде Иван поступил работать в Балтийское морское пароходство. Работал коком на пароходе «Кара», стар­ шим поваром на «Розе Люксембург», «Правде». В Мурманское пароходство был переведен за год до начала войны. Иван не был ангелом. В его трудовой биографии встречаются не только положительные отзывы. Однажды на паро­ ходе «Правда» он не приготовил ко времени обед, и весь экипаж остался голод­ ным. Капитан объявил коку строгий выговор с занесением в личное дело. Тут же в личном деле я нашла объяснительную записку Ивана Салина. Он писал: «...состояние плиты с каждым днем все ухудшается, кирпичная кладка обру­ шилась и засорила дымоход. Для того, чтобы приготовить обед, приходится жар поддерживать паклей, керосином. 17 мая 1941 года я не смог приготовить обед, так как не мог на плите довести котел до состояния кипения». Иван Салин был единственным сыном у матери. Ее письмо в пароходство после получения сообщения о гибели сына нельзя читать без волнения: «Ми­ лые мои, прошу Вас, напишите, пожалуйста, пожалейте меня, старую. Вы сообщили, что сын мой пропал без вести. Есть ли у меня надежда увидеть его, он один погиб или со всем экипажем? Где, когда?».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz