Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

33 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА вить группу самолетов на уничтожение немецкой эскадры, а конвою избе­ жать встречи с «Тирпицем», и суда конвоя PQ-12 благополучно дошли до Мурманска. Согласно официальной версии в холодных водах Арктики героически погибли все моряки «Ижоры». Часть экипажа погибала мучительной смер­ тью от пара после взрыва парового котла, часть —под градом снарядов и в море от переохлаждения. Возглавлял экипаж капитан Василий Ильич Бе­ лов —опытный моряк с большим стажем работы и службы на боевых ко­ раблях и судах транспортного флота. В 1910 году Белов поступил во Влади­ востокское мореходное училище. Во время летних каникул курсантом пла­ вал учеником матроса, матросом на судах Добровольного флота. После окончания училища был призван на военную службу и направлен на Бал­ тийский флот, где его зачислили вахтенным начальником на судно-загради- тель «Ловать». Здесь моряка застала Октябрьская революция. Уже в долж­ ности старпома «Ловати» в 1918 году он принимал участие в историческом походе эскадры российского флота из Гельсингфорса (Хельсинки) в Крон­ штадт. Тогда из-под носа кайзеровской Германии были уведены и возвра­ щены России 211 кораблей российского флота. Затем Василий Белов вое­ вал против Колчака и Деникина, участвовал в различных военных конф­ ликтах на Дальнем Востоке. Демобилизовавшись из Военно-морского флота, работал в Дальневосточном морском пароходстве в должности старшего помощника капитана на пароходах «Эривань», «Тов. Красин», «Теодор Нет- те», «С. Лазо» и других. В начале тридцатых годов Василий Ильич переехал в Ленинград. Здесь некоторое время трудился наблюдающим за постройкой рыболовных судов, перегонял их в Мурманск, сделал несколько рейсов за рыбой и вновь возвратился в Ленинград. Его приняли в штат Балтийского морского пароходства капитаном парохода «Уссури». А в 1939 году переве­ ли в Мурманское пароходство на должность капитана парохода «Андре Марти», позже —парохода «Ижора». Опыта, знаний и любви к профессии этому моряку занимать не приходилось. Ко времени гибели стаж его работы на морском флоте составлял почти 30 лет. Старшим механиком на «Ижоре» работал Михаил Петров. Он родился в 1910 году в Петербурге. Отец его работал в управлении Добровольного фло­ та. В семье гордились причастностью к морю, считали его местом проявления мужества. Уже в 16 лет плавал Петров кочегаром на судах Балтийского паро­ ходства. Позже был откомандирован на учебу в Ленинградский морской техни­ кум, а после его окончания работал в должности третьего механика. Затем — служба в Балтийском флоте, а после демобилизации Михаил Петров вновь возвратился в пароходство, но уже вторым механиком. Через два года он — старший механик пароходов «Унжа», потом —«Аргунь». Когда «Аргунь» пе­ редали Мурманскому пароходству, то вместе с судном «дед» Петров стал мурманчанином. За хорошую работу был награжден значком «Лучшему

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz