Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
33 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА вить группу самолетов на уничтожение немецкой эскадры, а конвою избе жать встречи с «Тирпицем», и суда конвоя PQ-12 благополучно дошли до Мурманска. Согласно официальной версии в холодных водах Арктики героически погибли все моряки «Ижоры». Часть экипажа погибала мучительной смер тью от пара после взрыва парового котла, часть —под градом снарядов и в море от переохлаждения. Возглавлял экипаж капитан Василий Ильич Бе лов —опытный моряк с большим стажем работы и службы на боевых ко раблях и судах транспортного флота. В 1910 году Белов поступил во Влади востокское мореходное училище. Во время летних каникул курсантом пла вал учеником матроса, матросом на судах Добровольного флота. После окончания училища был призван на военную службу и направлен на Бал тийский флот, где его зачислили вахтенным начальником на судно-загради- тель «Ловать». Здесь моряка застала Октябрьская революция. Уже в долж ности старпома «Ловати» в 1918 году он принимал участие в историческом походе эскадры российского флота из Гельсингфорса (Хельсинки) в Крон штадт. Тогда из-под носа кайзеровской Германии были уведены и возвра щены России 211 кораблей российского флота. Затем Василий Белов вое вал против Колчака и Деникина, участвовал в различных военных конф ликтах на Дальнем Востоке. Демобилизовавшись из Военно-морского флота, работал в Дальневосточном морском пароходстве в должности старшего помощника капитана на пароходах «Эривань», «Тов. Красин», «Теодор Нет- те», «С. Лазо» и других. В начале тридцатых годов Василий Ильич переехал в Ленинград. Здесь некоторое время трудился наблюдающим за постройкой рыболовных судов, перегонял их в Мурманск, сделал несколько рейсов за рыбой и вновь возвратился в Ленинград. Его приняли в штат Балтийского морского пароходства капитаном парохода «Уссури». А в 1939 году переве ли в Мурманское пароходство на должность капитана парохода «Андре Марти», позже —парохода «Ижора». Опыта, знаний и любви к профессии этому моряку занимать не приходилось. Ко времени гибели стаж его работы на морском флоте составлял почти 30 лет. Старшим механиком на «Ижоре» работал Михаил Петров. Он родился в 1910 году в Петербурге. Отец его работал в управлении Добровольного фло та. В семье гордились причастностью к морю, считали его местом проявления мужества. Уже в 16 лет плавал Петров кочегаром на судах Балтийского паро ходства. Позже был откомандирован на учебу в Ленинградский морской техни кум, а после его окончания работал в должности третьего механика. Затем — служба в Балтийском флоте, а после демобилизации Михаил Петров вновь возвратился в пароходство, но уже вторым механиком. Через два года он — старший механик пароходов «Унжа», потом —«Аргунь». Когда «Аргунь» пе редали Мурманскому пароходству, то вместе с судном «дед» Петров стал мурманчанином. За хорошую работу был награжден значком «Лучшему
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz