Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 37 Во время аварии все люди с “Челюскина” держали себя хорошо. Поэтому и удалось все снять с судна, все выгрузить. Судно затонуло, люди остались на льду без крова, они разбрелись по льдине, осматривая, выбирали место для своего жилья. Вот уже поставлена неболь­ шая палатка Шмидта. Плотники несут туда войлок, доски. И так, одна за другой, как грибы, росли палатки. Поставлены радио-мачты. Так образовался лагерь челюскинцев». Ценой жизни спасли конвой О гибели парохода «Ижора», принадлежавшего Мурманскому мор­ скому пароходству, в марте 1942 года не сообщалось ни в газетах, ни по радио. Родные и близкие только спустя несколько месяцев узнали о том, что весь экипаж «пропал без вести в районе военно-морских действий при исполнении служебных обязанностей». Восстановим события того военного времени. 6 марта 1942 года фашист­ ская Германия начала операцию военно-морских сил под кодовым названием «Шпортпалас» («Стадион») против союзных конвоев, направлявшихся в Рос­ сию. На перехват караванам в море вышла эскадра, состоявшая из трех эс­ минцев во главе с линкором «Тирпиц». Эскадре предстояло разгромить кон­ вои PQ-12, следовавшего из Исландии в Мурманск. 7 марта на пути эскадры встретилось одиночное советское судно. Это был пароход «Ижора» Мурман­ ского пароходства, построенный в 1921 году, водоизмещением 2815 тонн, сле­ довавший из Мурманска в Англию с грузом леса в составе союзного конвоя QP-8. Пароход был старенький, машина требовала ремонта, но мешала война. Скорость конвоя в 9 узлов была для «Ижоры» не по силам, и судно из-за неисправности двигателя отстало от каравана. Эсминец охранения фашист­ ского линкора «Фридрих Ин» заметил дымовой след и последовал в этом направлении. Эскадра догнала пароход, и эсминцы открыли по нему огонь из орудий. Положение было безнадежным. 33 моряка гражданского флота при­ няли бой против 3500 вооруженных до зубов фашистов. Экипаж оказывал сопротивление всеми имеющимися на борту средствами. Получив прямые попадания, лесовоз «Ижора» затонул в Норвежском море, юго-западнее ост­ рова Медвежий. Однако капитан судна Василий Ильич Белов, увидев грома­ ду «Тирпица», успел предупредить по радио о неожиданном нападении эс­ кадры противника на их судно. Сообщение было принято английским легким крейсером «Кения», сопровождавшим конвой PQ-12. Это позволило напра­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz