Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 37 Во время аварии все люди с “Челюскина” держали себя хорошо. Поэтому и удалось все снять с судна, все выгрузить. Судно затонуло, люди остались на льду без крова, они разбрелись по льдине, осматривая, выбирали место для своего жилья. Вот уже поставлена неболь шая палатка Шмидта. Плотники несут туда войлок, доски. И так, одна за другой, как грибы, росли палатки. Поставлены радио-мачты. Так образовался лагерь челюскинцев». Ценой жизни спасли конвой О гибели парохода «Ижора», принадлежавшего Мурманскому мор скому пароходству, в марте 1942 года не сообщалось ни в газетах, ни по радио. Родные и близкие только спустя несколько месяцев узнали о том, что весь экипаж «пропал без вести в районе военно-морских действий при исполнении служебных обязанностей». Восстановим события того военного времени. 6 марта 1942 года фашист ская Германия начала операцию военно-морских сил под кодовым названием «Шпортпалас» («Стадион») против союзных конвоев, направлявшихся в Рос сию. На перехват караванам в море вышла эскадра, состоявшая из трех эс минцев во главе с линкором «Тирпиц». Эскадре предстояло разгромить кон вои PQ-12, следовавшего из Исландии в Мурманск. 7 марта на пути эскадры встретилось одиночное советское судно. Это был пароход «Ижора» Мурман ского пароходства, построенный в 1921 году, водоизмещением 2815 тонн, сле довавший из Мурманска в Англию с грузом леса в составе союзного конвоя QP-8. Пароход был старенький, машина требовала ремонта, но мешала война. Скорость конвоя в 9 узлов была для «Ижоры» не по силам, и судно из-за неисправности двигателя отстало от каравана. Эсминец охранения фашист ского линкора «Фридрих Ин» заметил дымовой след и последовал в этом направлении. Эскадра догнала пароход, и эсминцы открыли по нему огонь из орудий. Положение было безнадежным. 33 моряка гражданского флота при няли бой против 3500 вооруженных до зубов фашистов. Экипаж оказывал сопротивление всеми имеющимися на борту средствами. Получив прямые попадания, лесовоз «Ижора» затонул в Норвежском море, юго-западнее ост рова Медвежий. Однако капитан судна Василий Ильич Белов, увидев грома ду «Тирпица», успел предупредить по радио о неожиданном нападении эс кадры противника на их судно. Сообщение было принято английским легким крейсером «Кения», сопровождавшим конвой PQ-12. Это позволило напра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz