Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
36 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА шого давления. Позднее были обнаружены трещины: под форштевнем и ах- терштевнем. Ночью несколько раз выходили на лед с фонарями для осмотра льда за бортом. Ветер с норда, свистал в снастях и заглушал все... 13 февраля. Утром ветер с прежней силой, 7 баллов, продолжает дуть, лед стоит без торошения. Дрейф был на юг и неравномерный по скорости. Мож но было предполагать, что дрейфующий лед где-то задерживается, он встре чает на пути препятствие. На судне шла нормальная жизнь. Люди работают по палубе, на льду. Шу мят форсунки в каминах, поставленных в каюте капитана и в навигационной рубке. В обычное время дан обед. Ночь для меня была тревожная, потому после обеда решил отдохнуть. Только что лег, пришло на мысль: ветер свистит здорово, пойду посмотрю, что показывают уровни, с помощью которых вели наблюдение за колебания ми льда. Вначале первого часа ушел в палатку, где вели наблюдения за льдом. Сначала уровни были в покойном состоянии. Воздушные пузырьки держа лись посредине приборов, а потом немного начали колебаться и... Вскоре ушли совсем на грань стекла. По приборам можно было судить, что где-то недалеко от нас происходит сильное сжатие... Быстро поднимаюсь на пароход, иду прямо на бак и вижу огромный вы сокий ледовый вал —тороса движутся прямо на “Челюскин”. Идущий на судно ледовый вал все время увеличивается в размерах, ог ромные многотонные отдельные куски льда, не ломаясь, поднимаются наверх ровной площадки в трехметровую толщину льда, отбрасывает их дальше от движущегося тороса... “Челюскин” дрожит от напора льда. Щель, замеченная еще вчера ночью, которая шла от форштевня вперед, она разошлась миллиметров на 20. Показавшаяся вода в этой щели неспокойна, она большими всплесками выбрасывается на лёд несмотря на то, что уровень воды на метр был ниже верхней кромки льда. Стало ясно, что для “Челюскина” настал критический момент. Я пошел к О. Ю. Шмидту, который стоял тоже на бочке и сказал, что момент, опасный для судна, поэтому будем выгружать на лёд все запасы, приготовленные для разгрузки на случай аварии... Через 1—2 минуты мною были даны распоряжения старшему помощнику и старшему меха нику... Лёд сильно нажимал на борт судна, и когда “Челюскин” получил пробои ны в корпусе, вода стала заполнять несколько отсеков, стало ясно, что “Че люскин” скоро пойдет ко дну. Я об этом сообщил т. Шмидту. Он меня спро сил: “Что помпы пустить нельзя?” Я ответил, что все вспомогательные меха низмы, в том числе и спасательные и др. помпы, сдвинуло со своих мест, покоробило фундаменты их и паровая труба, идущая от парового действую щего котла, напором льда порвана...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz