Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

34 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА К востоку от мыса Сердце-Камень лёд был тяжелый. По толщине ... до 3 метров над водой. 9 октября виден с “Челюскина” мыс Икингур, так близко к Берингову проливу. С 8 по 26 октября “Челюскин” блуждал по морю... Последние дни был сильный дрейф на норд-вест и судно было почти у цели, уже пеленговали мыс Дежнева, обратный дрейф за последние дни унес “Челюскин” на 80 миль к норд-весту. Опять стали западнее мыса Сердце-Камень. Отстаивая каждый километр, применяли все, чтобы хоть немного продвинуться на восток. Делали большие по силе взрывы, применяли физическую силу, окалывая лед, силу машины, все оказалось напрасным, нас удрейфовало на запад. 4 и 5 ноября находились в Беринговом проливе у острова Диомида. “Че­ люскин” по-прежнему скован льдом. В полмили свободная от льда вода. За последние сутки дрейф имел непо­ стоянное направление, то был на зюйд-вест, то на норд-ост... Дрейф быстро увеличился и понес вместе со льдом “Челюскин” на север. 17 ноября была попытка произвести авиаразведку. При подъеме самолет задел вершины торосов. Получил при этом повреждение каркаса и полет не состоялся. Вечером 25 ноября произошло сжатие льда... Сжатие было настолько силь­ ным, что пришлось выгружать продовольствие на лед, на случай гибели судна. 1 декабря “Челюскин” получил возможность двигаться. Свободная от льда вода шла на юг далеко и ширина этих водяных пространств была 1,4—2 мили. “Челюскин” прошел на юг по открывшимся водам около 4 миль. Вскоре было замечено впереди сильное торошение льда. Идти дальше было нельзя, необ­ ходимо искать место, чтобы сохранить судно от сжатия. 3 декабря. Вечером, выбрав более безопасное место .... “Челюскин” оста­ новился. Здесь его место зимовки. Здесь его сковало льдом и больше он само­ стоятельно не двигался. С 4 ноября и до конца 1933 года “Челюскин” дрейфовал на норд, норд- вест и ко 2 января достигли самой северной точки в Чукотском море. 4 января 1934 года около 13 часов лед пришел в движение, за кормой в нескольких десятках метров от судна образовалась щель шириной 1—3 метра, а по длине она, извиваясь, уходила за торосами из поля зрения. Ночью эту щель начало сжимать и к полуночи совсем сжало. При сжатии судно испыты­ вало сильные толчки на кормовую часть. Днем, когда поднимаешься в марсовую бочку для осмотра горизонта, по­ всюду видны все новые и новые тороса. Они своими красивыми красками отличались от старых, серых, выветрившихся торосов. 15 января около 9 часов в полутора милях от судна открылась вода... Силь­ ное испарение от открывшейся воды. Мороз 36 градусов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz