Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 33 воде. Ветер задул неблагоприятный норд-вест, благодаря чему лед становил ся все плотнее и плотнее. Применяли аммонал, результата положительного не было. Дрейф был на зюйд-ост. Это направление дрейфа было как раз на остров Колючин. С 18 по 22 сентября “Челюскин” дрейфовал на зюйд-ост... 22 сентября “Челюскин” был поставлен к полосе берегового неподвижно го льда. Дрейф прекратился. “Челюскин” испытал сжатие... Сжатие сопровожда лось глухими ударами льда по левому борту. Во время сжатия машина рабо тала малым ходом. Временами винт от напора на него льда останавливался. Через час дрейф снова начался. Сжатие прекратилось. Находимся в одной миле от острова Колючин. 23 сентября в 7 часов утра дрейф прекратился. Опять “Челюскин” постав лен к береговому припаю в 3-4 милях от острова Колючин. ...Делаем взрывы, закладывая до ста килограммов аммонала в один заряд... Шесть дней подряд взрывали лед, но никаких результатов взрывы не дали. Как хотелось вывести “Челюскин” из этого неподвижного, мертвого со стояния. “Челюскин” стоял, как мертвый, а всего лишь в миле жизнь, там лед идет сплошной лавиной и идет в Берингов пролив. 30 сентября было объявлено, что завтра будет общий аврал по околке парохода. Этой околкой необходимо дать судну свободное движение... В те чение 13 суток, все время, недалеко от “Челюскина”, лед дрейфует в Берингов пролив, до которого 150 миль. Был бы “Челюскин” в движущемся льду давно был бы в Беринговом проливе. Эта заманчивая перспектива заставляет на прячь все силы...Этой околкой нужно было “Челюскнн” развернуть влево на 60—70 градусов, чтобы затем работать машиной, продвигаясь вперед. 1 октября начался аврал. Лед пешнями крошили, поднимали на сани и отвозили по льду далеко в сторону. Изо дня в день продолжалась эта тяжелая физическая работа. Положительных результатов ждать было нельзя, т.к. сво ими силами было невозможно вывезти 150 000 тонн льда. Эта сумма получи лась по моим грубым подсчетам. Если не убрать лёд, “Челюскин” не может работать, он вмерз в лёд, а ему необходим разбег, чтобы он мог форсировать лёд, и все это утешение для себя, большого разбега, чтобы бить с удара, де лать нельзя, не выдержит корпус “Челюскина», а легким ударом ничего не будет. Все это говорит здравый смысл, но руки опускать нельзя, на зимовку еще рано было, слишком близко была кромка льда, она манила к себе. 5 октября утром образовалась впереди по курсу большая полынья... В 11 часов 45 минут лед около судна пришел в движение и в несколько минут “Челюскин” оказался на свободной воде. Когда вышли на большую воду, заметили, что судно плохо слушается руля. 7 октября ночью приступили к ремонту машины, который продолжался до утра. Как только была машина готова, пошли. “Челюскин” пошел полным ходом. За ночь лед разрядило. Очень быстро дошли до мыса Сердце-Камень.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz