Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 33 воде. Ветер задул неблагоприятный норд-вест, благодаря чему лед становил­ ся все плотнее и плотнее. Применяли аммонал, результата положительного не было. Дрейф был на зюйд-ост. Это направление дрейфа было как раз на остров Колючин. С 18 по 22 сентября “Челюскин” дрейфовал на зюйд-ост... 22 сентября “Челюскин” был поставлен к полосе берегового неподвижно­ го льда. Дрейф прекратился. “Челюскин” испытал сжатие... Сжатие сопровожда­ лось глухими ударами льда по левому борту. Во время сжатия машина рабо­ тала малым ходом. Временами винт от напора на него льда останавливался. Через час дрейф снова начался. Сжатие прекратилось. Находимся в одной миле от острова Колючин. 23 сентября в 7 часов утра дрейф прекратился. Опять “Челюскин” постав­ лен к береговому припаю в 3-4 милях от острова Колючин. ...Делаем взрывы, закладывая до ста килограммов аммонала в один заряд... Шесть дней подряд взрывали лед, но никаких результатов взрывы не дали. Как хотелось вывести “Челюскин” из этого неподвижного, мертвого со­ стояния. “Челюскин” стоял, как мертвый, а всего лишь в миле жизнь, там лед идет сплошной лавиной и идет в Берингов пролив. 30 сентября было объявлено, что завтра будет общий аврал по околке парохода. Этой околкой необходимо дать судну свободное движение... В те­ чение 13 суток, все время, недалеко от “Челюскина”, лед дрейфует в Берингов пролив, до которого 150 миль. Был бы “Челюскин” в движущемся льду давно был бы в Беринговом проливе. Эта заманчивая перспектива заставляет на­ прячь все силы...Этой околкой нужно было “Челюскнн” развернуть влево на 60—70 градусов, чтобы затем работать машиной, продвигаясь вперед. 1 октября начался аврал. Лед пешнями крошили, поднимали на сани и отвозили по льду далеко в сторону. Изо дня в день продолжалась эта тяжелая физическая работа. Положительных результатов ждать было нельзя, т.к. сво­ ими силами было невозможно вывезти 150 000 тонн льда. Эта сумма получи­ лась по моим грубым подсчетам. Если не убрать лёд, “Челюскин” не может работать, он вмерз в лёд, а ему необходим разбег, чтобы он мог форсировать лёд, и все это утешение для себя, большого разбега, чтобы бить с удара, де­ лать нельзя, не выдержит корпус “Челюскина», а легким ударом ничего не будет. Все это говорит здравый смысл, но руки опускать нельзя, на зимовку еще рано было, слишком близко была кромка льда, она манила к себе. 5 октября утром образовалась впереди по курсу большая полынья... В 11 часов 45 минут лед около судна пришел в движение и в несколько минут “Челюскин” оказался на свободной воде. Когда вышли на большую воду, заметили, что судно плохо слушается руля. 7 октября ночью приступили к ремонту машины, который продолжался до утра. Как только была машина готова, пошли. “Челюскин” пошел полным ходом. За ночь лед разрядило. Очень быстро дошли до мыса Сердце-Камень.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz