Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
32 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА капитана задания, поехал с промером и согласно условным сигналам, если глубина позволит, “Челюскин” должен идти вслед за шлюпкой и при наступ лении малых глубин пароход должен согласно сигналам со шлюпки остано виться. С полдня 08.09 вышли на 7—8 сажень глубины. Взяли курс 128 градусов, туман, имеем связь с ледоколом “Литке”. Он ведет караван от Колымы в Берингов пролив. Лично я рассчитывал, что “Литке” поможет “Челюскину” выйти в Берин гов пролив. На помощь ледокола “Красин” рассчитывать не приходилось, т. к. “Красин” получил повреждение винта вместе с гребным валом. У Медвежьих стоял пароход “Лейтенант Шмидт” и еще три парохода за мысом Шелагским. Я предполагал, что “Литке” этим судам будет помогать и тут же даст помощь “Челюскину”. Вскоре выяснилось из переписки “Литке” с караваном судов, которые он вел, что “Литке” сам находится в иолуаварийиом состоянии. С этого времени рассчитывать на помощь “Литке” не могли. 9 сентября в 8 часов легли по компасу на 98 градусов. Вскоре стал попа даться на пути лед. Пришлось отклониться от курса южнее. Лед встречается довольно тяжелый, были моменты, которые заставляли идти льдом, так как по всему горизонту был лед. Вскоре получили повреждение, вмятину правого борта, длина вмятины около одного метра... Продвижению судна в смысле выбора более легкого пути мешает туман. Вечером 10 сентября получены опять повреждения судна. В трюме №1 по левому борту получена вмятина протяжением около 2-х метров ниже ватерлинии на 2,5 метра, причем лопнул 115 шпангоут... Отмечается, что 115 шпангоут лопнул по сечению, ослаблен ному отверстию, которое как видно по окраске просверлено при постройке на заводе. ...из под 115 шпангоута (левый борт) обнаружена течь. Как трудно идти на “Челюскине” среди льдов, да еще в тумане, судно слабое, плохо слушается руля. Часто производим осмотр корпуса изнутри судна, поврежденные и сла бые места, подкрепляем деревом —топорами и клиньями. 11 сентября по просьбе ст. механика выводим для чистки один из дей ствующих котлов. По словам механика, если не дать чистки котлам, то их можно сжечь. По мнению механика, благодаря плохим фильтрам в котлы попадает много масла... 19 сентября около мыса Ванкарем тяжелый лед. Воздушная разведка дала следующие результаты: вблизи берега все море забито тяжелым сплошным льдом, к осту тоже непроходимый лед. На норд-ост на расстоянии 15—17 миль от “Челюскина” свободная ото льда вода. Но эта полоса, которая отделяет “Че люскина” от свободной воды, имеет... около 5-ти миль крупнобитый лед. На этот раз выбора не было, надо было форсировать эту полосу льда в 15—17 миль. Необходимо было принять все меры, чтобы выйти на чистую воду как можно скорее. Начали пробиваться на чистую воду и чувствовали, что каждый пройденный метр приближает нас к большой дороге —к чистой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz