Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 29 Все это говорило о том, что “Челюскин” —судно для этого рейса непри­ годное. Поэтому я не хотел принимать пароход от капитана Безайса. Капитан Безайс, который руководил всеми работами на судне, был край­ не недоволен тем, что “Челюскин” передается другому учреждению. Мое по­ ложение на корабле было незавидным, с одной стороны, капитан Безайс как хозяин грузит пароход, нанимает команду, а ко мне обращаются люди и из судовой команды, и из экспедиционного состава, а я, на правах пассажира, не могу дать определенных указаний. В разговоре с Безайсом я затронул вопрос о том, чтобы ему остаться на “Челюскине” капитаном как знающему пароход и идти в рейс. На это он мне ответил: “Если бы хотели меня здесь оставить капитаном, то вы бы не при­ ехали на “Челюскин”. После этого разговора я и Безайс поехали к т. Шмидту в Ленинградское отделение Северного морского пути. Я просил т. Шмидта отпустить меня в Архангельск и сказал свое мнение о “Челюскине”. Отъезд мне был неразре- шен, и я должен был ехать из Ленинграда на “Челюскине” в качестве пасса­ жира... 20 июля пришли в Копенгаген. Фирма “Бурмейстер и Войн” производила ремонт машины и 25 июля “Че­ люскин” вышел в море, направляясь в Мурманск... Я решил не принимать “Челюскина”. ...27 июля утром ко мне приходит Безайс и просит меня временно при­ нять пароход, т. к. ему необходимо приготовить бумаги и отчеты о приемке судна... После этой просьбы пошел я к т. Шмидту и сказал, что временно до Мурманска принимаю “Челюскин», а вы, Отто Юльевич, заранее дайте теле­ грамму, чтобы прислали капитана, мне заместителя. На это я получил согла- 2 августа пришли в Мурманск, сразу же приступили к погрузке экспеди­ ционного груза и угля.... Я лично несколько раз напоминал Шмидту о присылке мне заместителя, но никого не было и мне пришлось идти в море. Рано утром 10 августа “Челюскин” пошел из Мурманска во Владивосток. С этих пор я постоянный капитан “Челюскина”. Я знал, что меня ждет, как мне будет трудно вести это суденышко через арктические льды. В море пошли на “Челюскине»: 52 человека судовой команды, 29 человек экспедиционного состава, 29 человек зимовщиков и плотников для острова Врангеля. И одна девочка Алла —дочь начальника острова Врангеля. Всего взрослых 110 человек и один ребенок. Запас угля 2995 тонн, пресной воды 500 тонн. “Челюскин” вышел из Мурманска с большим перегрузом на 8 дм. Этот перегруз вызван тем обстоятельством, что он должен был взять как можно больше угля для ледокола “Красин”, последний должен был сопровождать “Челюскина” до Берингова пролива.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz