Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

28 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА «Март 1933 г. Во время моего пребывания в Мурманске получил письмо от О. Ю. Шмид­ та. Он пишет об организации нового учреждения Главного управления Се­ верного морского пути, о передаче некоторых судов ледокольного типа этому новому учреждению, о постройке Совторгфлотом в Дании парохода “Лена” ледокольного типа, о посылке этого парохода по северному морскому пути из Баренцева моря в Тихий океан, через Берингов пролив. Есть предположение постройки нескольких судов, однотипных с вновь строящимся в Дании паро­ ходом “Лена”. Некоторые члены Правительства считают необходимым по­ вторить рейс “Сибирякова” в будущую навигацию. Для этого рейса можно использовать строящийся в Дании пароход “Лена”. Впоследствии “Лена” был переименован в “Челюскин”. “Я, —пишет далее Отто Юльевич, —так же как вся страна, хочу, чтобы вы были капитаном “Челюскина” во время плавания из Ленинграда во Владивосток”... Мой ответ был следующий: “Повторить рейс “Сибирякова” необходимо, и чтобы рассеять неверие в этот путь, как путь торговый, как путь необходи­ мый Советскому Союзу, а неверие есть у многих. Многие считают рейс “Си­ бирякова” счастливой случайностью, поэтому надо сделать рейс в одну нави­ гацию в оба конца. Пройти из Белого моря в Берингов пролив и обратно на сильном ледоколе это возможно при минимальной затрате времени на по­ грузку угля в промежуточных пунктах. Конечным пунктом этого рейса на восток должен быть не Владивосток, а бухта Провидения, где должен ледо­ кол получить все для обратного похода”. На вопрос о постройке на советских верфях ледокольных судов по типу “Челюскин», пишу, что мне размеры “Челюскина” не нравятся, и что по типу неиспытанного во льдах парохода строить такие же новые суда считаю преж­ девременным... Июнь 1933 г. Во время моего пребывания в Москве, на пути из Архангельска на Кавказ, приходил ко мне в гостиницу т. Шмидт и его помощник Копусов. Они пред­ лагали мне принять “Челюскин” и идти в поход, но я ответил, что пока не осмотрю “Челюскина” дать согласие идти на нем не могу. 11 июля я прибыл в Ленинград.... На второй день, после моего приезда в Ленинград, я осмотрел “Челюс­ кин», но так как судно было загружено, то мне удалось осмотреть только в форпике, канатных ящиках и румпельном отделении. Все то, что мне удалось осмотреть, на меня произвело нехорошее впечатление о корабле. Набор кор­ пуса был слаб, шпангоуты редкие и прочность их не соответствовала для ледокольного судна. Ширина “Челюскина” была большая. Это означало, что скуловая часть его будет сильно подвергаться ударам под невыгодным углом к корпусу и эти удары будут сильно сказываться на прочности корпуса. Пред­ полагал, что судно будет плохо слушаться руля, что сильно будет затруднять управление судном во льдах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz