Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
26 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Пострадал даже он, потеряв лопасть левого винта, которую поменяли в рекор дно короткий срок —51 час. Тогда более месяца продолжалась беспрецедент ная спасательная операция. Спасено от зимовки во льдах 26 судов. Выручить не удалось только теплоход «Нина Сагайдак», который затонул после снятия с его борта экипажа. Результаты этой навигации несравнимы с результатами 1937 года, хотя по заключению ученых трагедия была бы неизбежна, если бы не атомные ледоколы. Временами атомоходу приходилось прокладывать доро гу во льду не только транспортам, но и намертво зажатым дизельным ледоко лам, которые по мощности несравнимы с довоенными паровиками. В 1994 году ситуация в Арктике во многом повторилась. Хотя и 11 лет назад были просчеты в организации навигации, но в 1994 году ничем не оп равданная задержка в выделении бюджетных средств для обеспечения север ного завоза привела к тому, что благоприятные сроки проведения навигации были упущены. И тогда атомоходы «Ямал» и «Россия» Мурманского паро ходства спасли флот, попавший не только в ледовую, но и в бюрократиче скую западню. У нашей северной страны, располагающей наибольшим по протяженнос ти в мире Арктическим побережьем, не было иного выбора при освоении богатых природных кладовых, как создать и вывести на трассы Северного морского пути флот, способный противостоять самой суровой стихии на пла нете. Они однозначно поставили ледокольно-транспортный флот Мурман ского пароходства на первое место в ряду выдающихся исследований в Цен тральном бассейне Северного Ледовитого океана. Да, атомные ледоколы отработали в составе флота Мурманского пароходства 49 лет. Работали эффективно, безаварийно, достойно и тут, безусловно, заслуга моряков, эксп луатационников и управленцев пароходства. Более пятидесяти лет его стабильной эксплуатации подтвердили, что дан ная стратегия себя оправдала. О гражданском атомном флоте в газетах писа ли не иначе, как уникальный, называли величайшим достижением человече ского разума. Но в начале 90-х годов с ходом перестройки, ее затяжными реформами, словно по команде изменилась тональность высказываний в ад рес атомного флота. Атомные ледоколы нередко называли «плавучими Чер нобылями», а базу флота — атомной бомбой, заложенной под Мурманск... Наступление на атомный гражданский флот шло сразу по нескольким фрон там. С технической и экологической точки зрения в нем больше видели ядер- ную угрозу, чем мощь, способную одолевать льды, которую пока нечем заме нить. С позиции экономики тех лет Север стал убыточным и, конечно, слишком дорогими стали услуги ледокольного флота по проводке транспортных су дов, как будто раньше они ничего не стоили. Оттого велики были расходы за ледовую проводку судов, что раньше за одним атомоходом шли караваны до десяти и более судов. В 90-е нередко два ледокола вели одинокий транспорт по ледовой трассе. Грузооборот в Арктике сократился с 6,7 миллиона тонн в 1987-м до 1,9 миллиона в 1996 году.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz