Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

26 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Пострадал даже он, потеряв лопасть левого винта, которую поменяли в рекор­ дно короткий срок —51 час. Тогда более месяца продолжалась беспрецедент­ ная спасательная операция. Спасено от зимовки во льдах 26 судов. Выручить не удалось только теплоход «Нина Сагайдак», который затонул после снятия с его борта экипажа. Результаты этой навигации несравнимы с результатами 1937 года, хотя по заключению ученых трагедия была бы неизбежна, если бы не атомные ледоколы. Временами атомоходу приходилось прокладывать доро­ гу во льду не только транспортам, но и намертво зажатым дизельным ледоко­ лам, которые по мощности несравнимы с довоенными паровиками. В 1994 году ситуация в Арктике во многом повторилась. Хотя и 11 лет назад были просчеты в организации навигации, но в 1994 году ничем не оп­ равданная задержка в выделении бюджетных средств для обеспечения север­ ного завоза привела к тому, что благоприятные сроки проведения навигации были упущены. И тогда атомоходы «Ямал» и «Россия» Мурманского паро­ ходства спасли флот, попавший не только в ледовую, но и в бюрократиче­ скую западню. У нашей северной страны, располагающей наибольшим по протяженнос­ ти в мире Арктическим побережьем, не было иного выбора при освоении богатых природных кладовых, как создать и вывести на трассы Северного морского пути флот, способный противостоять самой суровой стихии на пла­ нете. Они однозначно поставили ледокольно-транспортный флот Мурман­ ского пароходства на первое место в ряду выдающихся исследований в Цен­ тральном бассейне Северного Ледовитого океана. Да, атомные ледоколы отработали в составе флота Мурманского пароходства 49 лет. Работали эффективно, безаварийно, достойно и тут, безусловно, заслуга моряков, эксп­ луатационников и управленцев пароходства. Более пятидесяти лет его стабильной эксплуатации подтвердили, что дан­ ная стратегия себя оправдала. О гражданском атомном флоте в газетах писа­ ли не иначе, как уникальный, называли величайшим достижением человече­ ского разума. Но в начале 90-х годов с ходом перестройки, ее затяжными реформами, словно по команде изменилась тональность высказываний в ад­ рес атомного флота. Атомные ледоколы нередко называли «плавучими Чер­ нобылями», а базу флота — атомной бомбой, заложенной под Мурманск... Наступление на атомный гражданский флот шло сразу по нескольким фрон­ там. С технической и экологической точки зрения в нем больше видели ядер- ную угрозу, чем мощь, способную одолевать льды, которую пока нечем заме­ нить. С позиции экономики тех лет Север стал убыточным и, конечно, слишком дорогими стали услуги ледокольного флота по проводке транспортных су­ дов, как будто раньше они ничего не стоили. Оттого велики были расходы за ледовую проводку судов, что раньше за одним атомоходом шли караваны до десяти и более судов. В 90-е нередко два ледокола вели одинокий транспорт по ледовой трассе. Грузооборот в Арктике сократился с 6,7 миллиона тонн в 1987-м до 1,9 миллиона в 1996 году.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz