Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

280 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА фондом США ледокол обеспечивал работу американской антарктической программы на станции «Мак Мердо». Сотрудничество с агентством США было новым проектом для пароходства. Мурманские моряки обеспечивали проводку судов в море Росса — окраинном море Тихоокеанского сектора Южного океана, у берегов Земель Виктории и Мэри Бэрд (Западная Антарк­ тида) между мысами Адэр и Колбек. Это море отличается тем, что открытая его часть круглогодично занята дрейфующими льдами, которые разряжаются лишь в конце лета, что, безусловно, затрудняет работу судов в этом районе. Встречается также много гигантских айсбергов —периметром в десятки ки­ лометров. Дважды Геннадий Иванович во главе опытного экипажа на ледо­ коле «Владимир Игнатюк» выполнял рейсы в Антарктиду на американскую станцию «Мак Мердо», обеспечивая проход судов снабженцев и танкеров к причалу станции. Мурманские моряки уверенно шли к цели, ведь, как говорил адмирал Макаров: «Русским морякам лучше всего удаются задачи невыполнимые». Несмотря на сложный участок работы, ледокол «Владимир Игнатюк» обес­ печил проводку к станции двух судов под американским флагом, доставив­ ших американским полярникам оборудование и топливо. Работая на станции «Мак Мердо», капитан Гольма придумал, осуществил и закрепил за собой так называемый «Русский метод». Это название очень понравилось начальнику станции «Мак Мердо» George Blaisdel и тем капита­ нам, которые в тот момент находились на ледоколе. Один из этих людей был капитан американского ледокола «Polar 10» George Pellissier, а другой был капитаном шведского ледокола «Oden» Mattias Peterson. Суть метода состояла в том, что для того, чтобы американский танкер «Maersk Peary» мог подойти к ледовому причалу, было необходимо не только сломать лед вдоль причала, но и освободить часть бухты от кусков льда. Обыч­ но эту работу капитаны ледоколов, которые находились на «Владимире Иг- натюке», выполняли за сутки-двое, но руководство станции так построило работу ледокола, что у капитана не было в запасе этого времени, танкер уже стоял рядом и ждал. Тогда и был изобретен «Русский метод». После тщатель­ ного изучения берега нос ледокола «мягко» уложили прямо на берег и потом, уже постепенно добавляя ход и тем самым давая работу двум винтам, за 4 часа вымыли весь лед из этой части бухты, и танкер «Maersk Регу» благопо­ лучно и быстро ошвартовался. В итоговом отчете Национального научного фонда США была дана высо­ кая оценка слаженности, ответственности и профессионализму моряков Мур­ манского морского пароходства. В письме также была выражена надежда на дальнейшую совместную работу. Правительство Индии трижды фрахтовало ледокол для выполнения на­ циональной антарктической программы. Есть перспективные планы по мо­ дернизации через несколько лет еще одной индийской антарктической стан­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz