Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 269 «Сибирь» тогда прошла в район полюса в самое тяжелое время, когда лед набрал самую большую мощность. В такое время еще никто не бывал в этих широтах, поэтому на борту ледокола была сформирована группа ученых, пе­ ред которыми стояла задача по изучению приполюсного района Арктики по специальной программе. Все поставленные перед экспедицией задачи были успешно выполнены, и 25 мая в 16 часов атомный ледокол «Сибирь» достиг географической точки Северного полюса. «Экипаж так точно вышел в эту точку, что ленту с координатами 00 градусов кто-то из участников присвоил. Она, попросту, пропала», — улыбаясь, рассказывает Валерий Иванович. В том, что ледокол успешно осуществил переход, большая заслуга Шестопа- лова, ведь это он с гидрологом Русланом Борисовым много часов провели на борту вертолета, определяя путь, по которому двигался ледокол. В 1987 году Шестопалова как одного из опытных капитанов, имеющих большой опыт работы в Арктике, назначают начальником службы ледоколь­ ного флота. А в 1988 году он направляется в Финляндию на приемку нового самого современного мелкосидящего атомного ледокола «Вайгач». На нем Валерий Иванович работал почти десять лет. Когда в конце 90-х пароходство приступило к новому направлению в работе, перевозке нефти, то Шестопалов был направлен в рейс на танкере «Уйкку» ледовым лоцманом, чтобы изучить возможность использования та­ ких танкеров в условиях полярных льдов. По его рекомендациям были при­ обретены два финских танкера —«Уйкку» («Варзуга») и «Лунни» («Индига»), которые и сегодня успешно работают в Арктике. Валерий Иванович стал ка- питаном-наставником Службы безопасности мореплавания по танкерному флоту, а с 2001 года —заместителем директора Департамента безопасности мореплавания по грузовым операциям танкеров. Основным местом работы Шестопалова стал Варандей. С августа 2000 года начала работать транспорт- но-технологическая система по перевозу первой нефти Варандейского место­ рождения. Тогда танкер «Волгоград», принявший первые 10 тысяч тонн не­ фти и доставивший ее на европейский рынок, открыл новый транспортный путь в системе грузоперевозок в Арктике. Таким образом, началась новая эра в освоении природных богатств Арктики. В осуществлении Варандейского проекта принимал самое активное участие Валерий Шестопалов. За годы ра­ боты на Варандейском направлении судами пароходства была осуществлена 171 отгрузка нефти, из них 121 была проведена под непосредственным руко­ водством Валерия Ивановича. А в общей сложности судами компании более 3 млн тонн нефти были перевезены на международный рынок. С 2009 года Шестопалов —капитан-наставник Службы безопасности мореплавания. Капитан Шестопалов вписал свое имя в историю освоения Арктики и Мурманского пароходства. Сейчас Валерий Иванович находится на пенсии. Его тепло проводили друзья и ученики. Но он не прощается с морем, ведь его опыт, его знания, советы и рекомендации еще неоднократно будут востребо­ ваны специалистами флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz