Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 267 региональной Ассоциации морских капитанов. Имеет семью —дочь, сына и внуков. Сын Валерия Ивановича — Иван Шестопалов —также работал на судах нашей компании. Валерий Иванович Шестопалов 47 лет трудился в Мурманском морском пароходстве. В конце марта 2013 года он вышел на заслуженный отдых. Впервые Валерий Шестопалов попал в Арктику в 1959 году, когда вместе с однокурсниками проходил практику на дизель-электроходе «Лена» Мур­ манского пароходства. Ходили по полярным станциям, разгружали грузы, высаживали полярников и помогали им обустраиваться. Тогда курсант Шес­ топалов решил, что свою жизнь свяжет с Арктикой. Поэтому после оконча­ ния училища он прибыл на работу в Мурманское пароходство. Первые шаги самостоятельной работы в должности 4-го и 3-го помощников капитана он начинал на знаменитом ледокольном пароходе «Дежнёв», который во время Великой Отечественной войны на Диксоне воевал с фашистским крейсером «Адмирал Шеер». Молодой специалист, всегда спокойный, обаятельный, по­ ложительно зарекомендовал себя в экипаже «Дежнёва». Хорошая теорети­ ческая подготовка, умение принимать самостоятельные решения, оператив­ ность и любовь к морю в сочетании со знанием профессии позволили Шесто- палову уверенно и быстро продвигаться по служебной лестнице. В 1965 году он — третий помощник капитана теплохода «Бирюса», а спустя два года — второй штурман дизель-электрохода «Рионгэс», в 1969-м —старший помощ­ ник капитана дизель-электрохода «Гижига». В 1973 году за успешное выпол­ нение заданий по завозу груза в военные гарнизоны Арктики он получил первую благодарность от министра морского флота Тимофея Борисовича Гуженко и министра обороны СССР Андрея Антоновича Гречко. В те годы суда пароходства обеспечивали завоз грузов на все полярные станции. При­ ходилось по колено в воде, вручную, разгружать все необходимое для поляр­ ников. В течение одного рейса обслуживали порой от 10 до 15 «точек». Что­ бы сохранить грузы и доставить их в срок, требовались умение моряков рабо­ тать в сложных условиях, самоотверженность, знание Арктики. Капитан Шестопалов —участник многих исторических событий, проис­ ходящих в истории пароходства. Можно сказать, что он и моряки его поколе­ ния прошли нелегким путем —от летних навигаций до продленных и высо­ коширотных экспедиций, после которых уже в 1978 году пароходство при­ ступило к работе в условиях круглогодичной навигации в Западном секторе Арктики. Суда ледового класса, на которых пришлось работать Валерию Ива­ новичу, участвовали во всех арктических навигациях. С 1974 года Шестопа­ лов исполняет обязанности капитана теплоходов «Заполярье», «Усолье», а в 1976 году он был утвержден капитаном дизель-электрохода «Гижига». В 1977 году капитан возглавил экипаж «Гижиги» в сверхраннем экспери­ ментальном рейсе в составе экспедиции на Варандей с грузами для газодо­ бытчиков Ямала. Плавание под проводкой ледоколов началось не в апреле, как годом раньше, а в конце февраля. Экипажу предстояло совершить два

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz