Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 23 ственных наград, а ледокол награжден орденом Октябрьской Революции. В 1998 году впервые атомоход «Арктика» осуществил приполюсную ледовую проводку немецкого научно-исследо- вательского ледокола «Поларштерн». В 1999-м, не заходя в порт, ровно 365 суток, с 4 мая 1999-го по 4 мая 2000 года, работал в морях Северного Ледовитого океана, занимаясь проводкой судов на трассах Северного морского пути (проведе­ но 110 судов), пройдя 50 тысяч миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов. В августе 2005 года ледокол уста­ новил очередной рекорд: прошел миллионную милю со дня ввода в строй, что почти в 5 раз превышает расстояние от Земли до Луны. В 2008 году «Арктика» совершила последний арктиче­ ский рейс и была выведен из эксплуатации. Все достижения ледокола —это огромный труд его экипажа и, конечно, инже­ нерного состава береговых служб и управления пароходства. 1987 год. Атомный ледокол «Сибирь» (капитан 3. А. Вибах), в 1978 году пополнивший флот Мурманского пароходства, совершает беспрецедентную в истории арктического плавания многоцелевую научную экспедицию: с дрей­ фующей льдины был снят состав научной станции «СП-27» и размещена на льдине станция «СП-29». После этого атомоход достиг Северного полюса с научными целями. Рейс продолжался с 8 мая по 19 июня. Начиная с этого времени, почти весь завоз грузов в Восточные регионы Арктики с Запада поручается Мурманскому пароходству, обладавшим уникальным в мире атом­ ным ледокольным и специализированным для ледовых условий транспорт­ ным флотом. И еще, о чем нельзя не вспомнить сегодня. В 1985 году «Си­ бирь» (капитан 3. А. Вибах) осуществила ранний рейс с теплоходом «Канда­ лакша» на мыс Челюскин и в бухту Солнечная, вписав еще одну страницу в историю арктических плаваний. Август 1990 года. Впервые атомоход «Россия» доставил на Северный по­ люс иностранных туристов. В последующие годы эти рейсы стали осуществ­ ляться регулярно по 2-3 раза в летнее время атомоходами «Советский Союз» и «Ямал». Но Арктика время от времени испытывала нашу компанию на предмет непредсказуемости своего нрава. Испытанием на высокий профессионализм мурманских моряков стали навигации 1983 и 1994 годов. По заключению ученых осенне-зимняя навигация 1983 года в районе Чукотки была несрав­ нима ни с какой другой за последние сто лет. Главной ударной силой, решив­ шей исход битвы со стихией во льдах Айонского массива, стал атомоход «Ар­ ктика» Мурманского пароходства. Тогда его называли «Леонид. Брежнев». Ю. С. Кучиев —капитан атомного ледокола «Арктика» Фото С. Ю. Лукьянова из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz