Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 23 ственных наград, а ледокол награжден орденом Октябрьской Революции. В 1998 году впервые атомоход «Арктика» осуществил приполюсную ледовую проводку немецкого научно-исследо- вательского ледокола «Поларштерн». В 1999-м, не заходя в порт, ровно 365 суток, с 4 мая 1999-го по 4 мая 2000 года, работал в морях Северного Ледовитого океана, занимаясь проводкой судов на трассах Северного морского пути (проведе но 110 судов), пройдя 50 тысяч миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов. В августе 2005 года ледокол уста новил очередной рекорд: прошел миллионную милю со дня ввода в строй, что почти в 5 раз превышает расстояние от Земли до Луны. В 2008 году «Арктика» совершила последний арктиче ский рейс и была выведен из эксплуатации. Все достижения ледокола —это огромный труд его экипажа и, конечно, инже нерного состава береговых служб и управления пароходства. 1987 год. Атомный ледокол «Сибирь» (капитан 3. А. Вибах), в 1978 году пополнивший флот Мурманского пароходства, совершает беспрецедентную в истории арктического плавания многоцелевую научную экспедицию: с дрей фующей льдины был снят состав научной станции «СП-27» и размещена на льдине станция «СП-29». После этого атомоход достиг Северного полюса с научными целями. Рейс продолжался с 8 мая по 19 июня. Начиная с этого времени, почти весь завоз грузов в Восточные регионы Арктики с Запада поручается Мурманскому пароходству, обладавшим уникальным в мире атом ным ледокольным и специализированным для ледовых условий транспорт ным флотом. И еще, о чем нельзя не вспомнить сегодня. В 1985 году «Си бирь» (капитан 3. А. Вибах) осуществила ранний рейс с теплоходом «Канда лакша» на мыс Челюскин и в бухту Солнечная, вписав еще одну страницу в историю арктических плаваний. Август 1990 года. Впервые атомоход «Россия» доставил на Северный по люс иностранных туристов. В последующие годы эти рейсы стали осуществ ляться регулярно по 2-3 раза в летнее время атомоходами «Советский Союз» и «Ямал». Но Арктика время от времени испытывала нашу компанию на предмет непредсказуемости своего нрава. Испытанием на высокий профессионализм мурманских моряков стали навигации 1983 и 1994 годов. По заключению ученых осенне-зимняя навигация 1983 года в районе Чукотки была несрав нима ни с какой другой за последние сто лет. Главной ударной силой, решив шей исход битвы со стихией во льдах Айонского массива, стал атомоход «Ар ктика» Мурманского пароходства. Тогда его называли «Леонид. Брежнев». Ю. С. Кучиев —капитан атомного ледокола «Арктика» Фото С. Ю. Лукьянова из фондов музея истории ММП
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz