Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

22 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА перспективы Ямала. В этом районе были разведаны запасы газа и нефти. Железной дороги в те края не было. Единственная транспортная связь — флот. Однако летом доставка грузов по мелководью весьма затруднительна. Поэтому было решено испытать возможность выгрузки оборудования для нужд газовой промышленности прямо на ледовый припай. 31 марта 1976 года, на три месяца раньше обычного срока начала навига­ ции, атомный ледокол «Ленин» вышел из Мурманска, взяв курс в высокие широты Арктики. Атомоход вышел на меридиан острова Колгуев, где начи­ нались поля сплошных льдов. Там планировалась встреча с дизель-электро­ ходом «Павел Пономарев», на борту которого находились грузы, предназна­ ченные для геологов на мысе Харасавэй. Первый рейс атомохода «Ленин» и дизель-электрохода «Павел Понома­ рев» к Ямалу был экспериментальным, в его эффективности тогда многие сомневались. Судам предстояло пройти сквозь торосистые льды около трех­ сот пятидесяти миль. Сверхраннее начало арктической навигации для того периода —событие необычное. История освоения Арктики такого еще не знала. Путь оказался нелегким. Ему суждено было вписать новую страницу в историю освоения Арктики. Припайный лед у полуострова достигал толщины в полтора-два метра, а в торосах —до четырех. Чем ближе к цели, тем тяжелее становился лед. Работали ударами. Ледокол то и дело заклинивало. Случалось, что пол­ тора часа стояли на месте. Особенно трудными оказались последние три мили. Торосистый лед достигал уже пяти метров толщины. Но, несмотря на труд­ ности, атомоход «Ленин» вывел транспортное судно в заданную точку к по­ луострову Ямал. Девять трудных суток, днем и ночью, в любую погоду шла выгрузка на припай. Четыре тысячи тонн грузов ушли из трюмов судна на специальные ледовые площадки. Вскоре вся доставленная на полуостров техника начала работать. Ради этого и был проведен эксперимент. После этого ледоколы Мур­ манского пароходства обеспечивали транспортные операции по завозу грузов к ледовому причалу полуострова Ямал ежегодно. Дата 17 августа 1977 года стала исторической для всего мирового судо­ ходства. Атомный ледокол «Арктика» Мурманского пароходства —атомо­ ход уже второго поколения —в надводном плавании достиг географической точки Северный полюс, что до того не удавалось ни одному судну, осуще­ ствив многовековую мечту моряков и ученых-исследователей. Вышел ато­ моход из Мурманска 9 августа. Прошел мимо северной оконечности Новой Земли —мыса Желания, через Карское море, минуя острова Арктического института и Свердрупа, затем через проливы Матиссена и Вилькицкого в море Лаптевых. Преодолев сплошные льды по 130 меридиану, в 4 часа утра 17 августа достиг Северного полюса. Ледокол возвратился в Мурманск 22 августа 1977 года, преодолев за рейс 3876 морских миль, из них треть в тяжелых льдах. Все члены экипажа были удостоены высоких правитель­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz