Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

252 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА ледокола «Сибиряков». С 1957 года в связи с передачей ледокола «Сибиря­ ков» в Мурманское государственное морское арктическое пароходство вся трудовая деятельность Бориса Макаровича связана с городом Мурманском и Мурманским морским пароходством. Любовь к морской профессии, любознательность, повседневный труд по изучению практики судовождения и новой техники способствовали быстро­ му профессиональному росту. В ноябре 1959 года приказом министра мор­ ского флота Б. М. Соколова назначают дублером капитана первого в мире атомного ледокола «Ленин», а в ноябре 1961 года —капитаном. Когда Соко­ лова назначили капитаном атомохода, ему было всего 34 года. В 1961 году перед экипажем была поставлена одна из сложнейших задач — пробиться на атомоходе в район тяжелых льдов в Чукотское море, доставить на паковую льдину экспедицию, построить дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10» и расставить вдоль кромки многолетних льдов шест­ надцать дрейфующих автоматических радиометеорологических станций. В условиях полярной ночи ледокол поднялся за восьмидесятую параллель и на восточных подходах к мысу Арктический выставил самую северную ра­ диометеостанцию. В 1962 году атомоход «Ленин» под командованием Бориса Соколова в сверхранние сроки —5 июня — вышел на трассы и приступил к вскрытию припая в Енисейском заливе. В конце июня первые суда уже встали под по­ грузку. Навигация 1962 года впервые продолжалась ровно 5 месяцев. В 1963 году за проявленный самоотверженный труд в сложных арктиче­ ских навигациях и заслуги в деле развития морского транспорта Указом Пре­ зидиума Верховного Совета СССР Б. М. Соколов награжден орденом Ленина. Первые годы работы атомохода в Арктике для экипажа были очень слож­ ными. Все —от капитана до матроса —понимали ответственность за судьбу первенца атомного судостроения, сознавали, что от их усилий зависит буду­ щее не только ледокола, но и дальнейшее использование атомной энергии на морском транспорте. В 1966 году было принято решение в Северодвинске на заводе «Звездоч­ ка» заменить трехреакторную атомную энергетическую установку на двухре­ акторную, более мощную, совершенную и надежную. Экипаж, возглавляе­ мый Соколовым, успешно справился с поставленной задачей. В 1970 году было принято решение о проведении продленных навигаций. Соколов был непосредственным исполнителем экспериментального рейса и первой продленной арктической навигации по вывозу норильской руды из порта Дудинка. 1 декабря 1970 года атомный ледокол «Ленин» под командованием Б. М. Соколова вывел из Енисейского залива на чистую воду дизель-электро- ход «Гижига» с грузом 6039 тонн медно-никелевой руды. Это позволило уже в следующем году продлить навигацию до января—февраля 1973 года. Знаменательное событие в жизни экипажа атомохода и его капитана про­ изошло 10 апреля 1974 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйствен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz