Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
252 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА ледокола «Сибиряков». С 1957 года в связи с передачей ледокола «Сибиря ков» в Мурманское государственное морское арктическое пароходство вся трудовая деятельность Бориса Макаровича связана с городом Мурманском и Мурманским морским пароходством. Любовь к морской профессии, любознательность, повседневный труд по изучению практики судовождения и новой техники способствовали быстро му профессиональному росту. В ноябре 1959 года приказом министра мор ского флота Б. М. Соколова назначают дублером капитана первого в мире атомного ледокола «Ленин», а в ноябре 1961 года —капитаном. Когда Соко лова назначили капитаном атомохода, ему было всего 34 года. В 1961 году перед экипажем была поставлена одна из сложнейших задач — пробиться на атомоходе в район тяжелых льдов в Чукотское море, доставить на паковую льдину экспедицию, построить дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10» и расставить вдоль кромки многолетних льдов шест надцать дрейфующих автоматических радиометеорологических станций. В условиях полярной ночи ледокол поднялся за восьмидесятую параллель и на восточных подходах к мысу Арктический выставил самую северную ра диометеостанцию. В 1962 году атомоход «Ленин» под командованием Бориса Соколова в сверхранние сроки —5 июня — вышел на трассы и приступил к вскрытию припая в Енисейском заливе. В конце июня первые суда уже встали под по грузку. Навигация 1962 года впервые продолжалась ровно 5 месяцев. В 1963 году за проявленный самоотверженный труд в сложных арктиче ских навигациях и заслуги в деле развития морского транспорта Указом Пре зидиума Верховного Совета СССР Б. М. Соколов награжден орденом Ленина. Первые годы работы атомохода в Арктике для экипажа были очень слож ными. Все —от капитана до матроса —понимали ответственность за судьбу первенца атомного судостроения, сознавали, что от их усилий зависит буду щее не только ледокола, но и дальнейшее использование атомной энергии на морском транспорте. В 1966 году было принято решение в Северодвинске на заводе «Звездоч ка» заменить трехреакторную атомную энергетическую установку на двухре акторную, более мощную, совершенную и надежную. Экипаж, возглавляе мый Соколовым, успешно справился с поставленной задачей. В 1970 году было принято решение о проведении продленных навигаций. Соколов был непосредственным исполнителем экспериментального рейса и первой продленной арктической навигации по вывозу норильской руды из порта Дудинка. 1 декабря 1970 года атомный ледокол «Ленин» под командованием Б. М. Соколова вывел из Енисейского залива на чистую воду дизель-электро- ход «Гижига» с грузом 6039 тонн медно-никелевой руды. Это позволило уже в следующем году продлить навигацию до января—февраля 1973 года. Знаменательное событие в жизни экипажа атомохода и его капитана про изошло 10 апреля 1974 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйствен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz