Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 247 ния оставить суда на зимовку, хотя это грозило им гибелью, но Ламехов предложил собрать в единый кулак три ледокола: «Арктика», «Адми­ рал Макаров» и «Ермак» и сообща высвобождать суда из ледового плена. Ведь нужно было не толь­ ко спасти теплоходы и экипажи, но и доставить грузы по назначению, особенно топливо. Зажатым во льдах оказался даже атомоход «Ленин». Первыми были освобождены ледоко­ лы. Только на обкалывание ледокола «Ленин­ град» ушло полторы вахты, и подобное повторя­ лось с каждым ледоколом и транспортом. Грузы перегружали на большие суда и их вели в Певек. Когда провели танкер «Игрим», министр морского флота Тимофей Борисович Гуженко за­ читал телеграмму Ламехова на заседании Сове­ та Министров. Ведь было опасение, что северя­ не останутся без топлива, и население городов и поселков придется эвакуировать. Тогда ситуацию еще более осложнили события, связанные с унич­ тожением южнокорейского «Боинга». Ламехову запретили поднимать в воздух вертолеты для ведения ледовой разведки, что значительно затрудняло проведение опера­ ции. А когда операция была успешно завершена, то начальник администра­ ции Севморпути Кирилл Чубаков сказал: «Главное в успехе не только сила атомохода, но опыт и смелость капитана Ламехова». Тогда капитану была необходима смелость и решительность, чтобы в считанные минуты прини­ мать решения в неожиданно меняющейся ледовой обстановке, нередко вопре­ ки рекомендациям штаба морских операций. Эта смелость оборачивалась ог­ ромной ответственностью. «Зигзагами ходите. Время теряете», —сердились на капитана в штабе. «Идем по трещинам. Напрямую пока не получается», —спо­ койно и уверенно отвечал капитан. И, тем не менее, с задачей экипаж «Аркти­ ки» справился. К сожалению, тогда не удалось спасти всего один теплоход — «Нина Сагайдак», который был раздавлен льдами и затонул. В средствах мас­ совой информации те события называли не иначе, как битва во льдах. 2 марта 1984 года Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. А 17 августа 1984 года в очередную годовщину достижения Северного полюса «Арктикой» Анатолий Алексеевич был назначен капитаном строивше­ гося атомного ледокола «Россия». И уже на этом ледоколе в 1994 году он повто­ рил эпопею 1983 года. «Россия» провела в Певек в аномально сложной ледовой обстановке 32 судна с народно-хозяйственными грузами и снабжением. Награ­ ду России, орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, Ламехову вручил сам председатель правительства России Виктор Степанович Черномырдин. Капитан А. А. Ламехов Фото из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz