Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 247 ния оставить суда на зимовку, хотя это грозило им гибелью, но Ламехов предложил собрать в единый кулак три ледокола: «Арктика», «Адми рал Макаров» и «Ермак» и сообща высвобождать суда из ледового плена. Ведь нужно было не толь ко спасти теплоходы и экипажи, но и доставить грузы по назначению, особенно топливо. Зажатым во льдах оказался даже атомоход «Ленин». Первыми были освобождены ледоко лы. Только на обкалывание ледокола «Ленин град» ушло полторы вахты, и подобное повторя лось с каждым ледоколом и транспортом. Грузы перегружали на большие суда и их вели в Певек. Когда провели танкер «Игрим», министр морского флота Тимофей Борисович Гуженко за читал телеграмму Ламехова на заседании Сове та Министров. Ведь было опасение, что северя не останутся без топлива, и население городов и поселков придется эвакуировать. Тогда ситуацию еще более осложнили события, связанные с унич тожением южнокорейского «Боинга». Ламехову запретили поднимать в воздух вертолеты для ведения ледовой разведки, что значительно затрудняло проведение опера ции. А когда операция была успешно завершена, то начальник администра ции Севморпути Кирилл Чубаков сказал: «Главное в успехе не только сила атомохода, но опыт и смелость капитана Ламехова». Тогда капитану была необходима смелость и решительность, чтобы в считанные минуты прини мать решения в неожиданно меняющейся ледовой обстановке, нередко вопре ки рекомендациям штаба морских операций. Эта смелость оборачивалась ог ромной ответственностью. «Зигзагами ходите. Время теряете», —сердились на капитана в штабе. «Идем по трещинам. Напрямую пока не получается», —спо койно и уверенно отвечал капитан. И, тем не менее, с задачей экипаж «Аркти ки» справился. К сожалению, тогда не удалось спасти всего один теплоход — «Нина Сагайдак», который был раздавлен льдами и затонул. В средствах мас совой информации те события называли не иначе, как битва во льдах. 2 марта 1984 года Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. А 17 августа 1984 года в очередную годовщину достижения Северного полюса «Арктикой» Анатолий Алексеевич был назначен капитаном строивше гося атомного ледокола «Россия». И уже на этом ледоколе в 1994 году он повто рил эпопею 1983 года. «Россия» провела в Певек в аномально сложной ледовой обстановке 32 судна с народно-хозяйственными грузами и снабжением. Награ ду России, орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, Ламехову вручил сам председатель правительства России Виктор Степанович Черномырдин. Капитан А. А. Ламехов Фото из фондов музея истории ММП
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz