Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 21 Финляндии (в виде благодарности от жителей Дудинки моряки получали «вне очереди» молоч ные продукты в городских магазинах —шутка!). В настоящее время транспортные операции пре кращаются на этой линии не более чем на пери од ледохода на Енисее. Как правило, преимущества атомных ледо колов перед дизель-электрическими сегодня свя зывают с огромной мощностью энергетической установки, что позволяет обеспечивать движе ние атомохода во льдах почти любой сложнос ти. Он, безусловно, отличался большой динамич ностью в освоении осеннее-зимних плаваний на трассах Севморпути, а главное —резким увели чением сроков арктических навигаций. Эти тен денции особенно ярко проявились с вступлени ем в эксплуатацию атомоходов второго поколе ния типа «Арктика» и мелкосидящих ледоколов «Таймыр» и «Вайгач». Морякам Мурманского пароходства пришлось осваивать все три поколения атомоходов, что позво лило превратить героическую Арктику в обыденную. За время работы атом ных ледоколов в составе Мурманского пароходства проделано множество рейсов, в результате которых мурманчане вписывали все новые страницы в историю отечественного и мирового мореплавания, писали историю своей компании. Вот только некоторые наиболее значимые вехи. В мае 1971 года «Ленин» (капитан Б. М. Соколов) впервые в истории осуществил проводку ледокола «Владивосток» из Мурманска на Дальний Восток севернее всех ост ровов Евразии. А через семь лет атомоход «Сибирь» (капитан В. К. Кочет ков) аналогично провел транспортное судно «Капитан Мышевский» с грузом 6000 тонн в мае из Мурманска по кратчайшему пути по высокоширотному маршруту мыс Желания—мыс Арктический—мыс Шелагский—мыс Дежнева. Общая протяженность — 3630 морских миль, обратное возвращение — по высокоширотной трассе протяженностью ок. 2700 миль с высадкой дрейфую щей полярной станции «СП-24» севернее о. Врангеля. Рейс начался 25 мая в Мурманске, а закончился 22 июня в Магадане. За 18 дней караван достиг Берингова пролива, где суда распрощались. Караван прошел в тех районах, где начинался знаменитый 27-месячный дрейф «Г. Седова» под командова нием капитана Бадигина, и там, где в 1934 году погиб «Челюскин». Этот рейс был не только экспериментальным, но и научно-практическим. На борту су дов была установлена научная аппаратура и с ней работали ученые Арктиче ского института. В 70л-е годы интенсивно развивалась сырьевая база районов Крайнего Се вера и Дальнего Востока нашей страны. В связи с этим ярко обозначились Б. М. Соколов — капитан ледокола «Ленин» Фото из фондов музея истории ММП
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz