Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 245 кращением Вооруженных Сил, написал заявление и по собственному желанию был демобилизован. Девять месяцев работал в Мурманске в рыбопромысловом флоте. Проявил себя грамотным, ответственным специалистом и уже через три месяца после назначения на судно он становится вторым помощником капита­ на. Но не о такой карьере с детства мечтал молодой моряк. Он представлял себя на мостиках послушных ему современных океанских лайнеров. И в 1957 году перешел на работу в Мурманское пароходство. Вновь пришлось начинать с должности третьего помощника на стареньких пассажирских пароходах «Дер­ жавин», «Илья Репин», «Сестрорецк». Но и на этих судах проявился высокий профессионализм, сильный характер и трудолюбие молодого судоводителя. Он успешно прошел по ступенькам карьерного роста и вскоре был назначен на должность старшего помощника капитана. Но в 1960 году ему вновь пришлось начинать сначала. Анатолия направили третьим помощником на дизель-элект- рический ледокол «Капитан Белоусов». Довелось поработать ему на всех ледо­ колах этой серии. На «Капитане Мелехове» он очень быстро стал старпомом. Затем несколько лет в этой должности работал на ледоколе «Мурманск», где судьба свела его с капитаном Кучиевым. Юрий Сергеевич увидел огромный профессиональный потенциал специалиста, смелость, волю, силу характера Ла- мехова, понял, что он, как профессионал, способен работать на судах более современных и при формировании команды атомного ледокола «Арктика» в 1972 году пригласил его старшим помощником на строившийся атомоход. Но непросто удавалось Анатолию Ламехову достигнуть успешной карье­ ры. Сейчас трудно представить, что этот человек, как все обычные люди, имел свои человеческие слабости, с которыми ему приходилось бороться, прилагая усилия и волю своего характера. По рассказам моряков, работавших с Ламе- ховым, будучи уже старпомом на «Арктике», он дважды опоздал на вахту. Кучиев строго потребовал, чтобы старпом написал объяснительную записку. В своей исповеди Анатолий Алексеевич искренне, с определенной долей юмора, не изворачиваясь, объяснял, что опоздания на несколько минут связаны с тем, что его организм так устроен, что он тяжело просыпается и его будят на вахту по 2-3 раза. И далее он писал, что понимает, насколько старший офи­ цер такого уникального корабля должен быть кристально чистым, «ну что же поделаешь, если я не такой. В моральном же плане на этом корабле я чист». Вот так. Герои —это такие же люди и им свойственны не только героизм, но и человеческие слабости. Больше опозданий не повторилось. В период строительства ледокола старпом Ламехов грамотно и принци­ пиально следил за всеми корпусными и палубными работами. Много сил и энергии приложил по испытанию, приемке и вводу в эксплуатацию палубных механизмов и устройств. Внес ряд предложений по улучшению конструкции буксирной лебедки и созданию приспособления, облегчающего труд моря­ ков. В 1976 году Ламехов, уже работая на арктических трассах, получил пер­ вую награду —медаль «За трудовое отличие». А в 1977-м Анатолий Алексе­ евич на «Арктике» дошел до Северного полюса. В том рейсе Ламехов нес на своих плечах нелегкий груз старпомовских обязанностей. Полюсный рейс

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz