Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 245 кращением Вооруженных Сил, написал заявление и по собственному желанию был демобилизован. Девять месяцев работал в Мурманске в рыбопромысловом флоте. Проявил себя грамотным, ответственным специалистом и уже через три месяца после назначения на судно он становится вторым помощником капита на. Но не о такой карьере с детства мечтал молодой моряк. Он представлял себя на мостиках послушных ему современных океанских лайнеров. И в 1957 году перешел на работу в Мурманское пароходство. Вновь пришлось начинать с должности третьего помощника на стареньких пассажирских пароходах «Дер жавин», «Илья Репин», «Сестрорецк». Но и на этих судах проявился высокий профессионализм, сильный характер и трудолюбие молодого судоводителя. Он успешно прошел по ступенькам карьерного роста и вскоре был назначен на должность старшего помощника капитана. Но в 1960 году ему вновь пришлось начинать сначала. Анатолия направили третьим помощником на дизель-элект- рический ледокол «Капитан Белоусов». Довелось поработать ему на всех ледо колах этой серии. На «Капитане Мелехове» он очень быстро стал старпомом. Затем несколько лет в этой должности работал на ледоколе «Мурманск», где судьба свела его с капитаном Кучиевым. Юрий Сергеевич увидел огромный профессиональный потенциал специалиста, смелость, волю, силу характера Ла- мехова, понял, что он, как профессионал, способен работать на судах более современных и при формировании команды атомного ледокола «Арктика» в 1972 году пригласил его старшим помощником на строившийся атомоход. Но непросто удавалось Анатолию Ламехову достигнуть успешной карье ры. Сейчас трудно представить, что этот человек, как все обычные люди, имел свои человеческие слабости, с которыми ему приходилось бороться, прилагая усилия и волю своего характера. По рассказам моряков, работавших с Ламе- ховым, будучи уже старпомом на «Арктике», он дважды опоздал на вахту. Кучиев строго потребовал, чтобы старпом написал объяснительную записку. В своей исповеди Анатолий Алексеевич искренне, с определенной долей юмора, не изворачиваясь, объяснял, что опоздания на несколько минут связаны с тем, что его организм так устроен, что он тяжело просыпается и его будят на вахту по 2-3 раза. И далее он писал, что понимает, насколько старший офи цер такого уникального корабля должен быть кристально чистым, «ну что же поделаешь, если я не такой. В моральном же плане на этом корабле я чист». Вот так. Герои —это такие же люди и им свойственны не только героизм, но и человеческие слабости. Больше опозданий не повторилось. В период строительства ледокола старпом Ламехов грамотно и принци пиально следил за всеми корпусными и палубными работами. Много сил и энергии приложил по испытанию, приемке и вводу в эксплуатацию палубных механизмов и устройств. Внес ряд предложений по улучшению конструкции буксирной лебедки и созданию приспособления, облегчающего труд моря ков. В 1976 году Ламехов, уже работая на арктических трассах, получил пер вую награду —медаль «За трудовое отличие». А в 1977-м Анатолий Алексе евич на «Арктике» дошел до Северного полюса. В том рейсе Ламехов нес на своих плечах нелегкий груз старпомовских обязанностей. Полюсный рейс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz