Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
НАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 243 швартов, теплоход течением относило от при чала. Тогда в присутствии начальника паро ходства Юрия Левина Каск произнес: «Дали бы мне хоть раз ошвартовать этот теплоход». На что Левин ответил: «Чтобы командовать та ким лайнером, надо иметь высшее образование». А у Каска за плечами был диплом о заочном окончании Мурманского среднего мореходно го училища. Но высокий профессионализм Кас ка был заслуженно оценен. Уже в марте 1960 года его назначили капитаном на «Вацлав Бо ровский». Долгие годы Михаил Гансович про водил на капитанском мостике без отпусков и выходных дней. Когда в штат, наконец-то, был введен дублер капитана, то положение на «Во ровском» почти не изменилось. Предлагаемые кандидатуры капитанов Каском отвергались, т. к. они в своей работе в узкостях и при швар товках пользовались услугами лоцмана. Следу ет сказать, что сам Каск никогда не пользовал ся услугами лоцманов и учил этому своих судоводителей. При швартовке тепло хода Каском на мостике «Воровского» стояла полная тишина. К штурвалу становились лучшие рулевые, прекрасно понимавшие капитанские распоряже ния и исполнявшие их быстро и точно. У пульта управления в машинном отде лении всегда стоял старший механик. Капитан никогда не давал отбой телегра фом —всегда лично благодарил старшего механика за отличную службу. В зимнее время «Вацлав Боровский» обычно ходил на Иокангу со всеми заходами, а летом —в Архангельск. После высадки пассажиров в Архангель ске судно шло на Соловки с туристами на борту. Эти рейсы пользовались большой популярностью. Лайнер был пионером в осуществлении высокоши ротных туристических рейсов в Арктику и много лет они совершались еже годно, привлекая туристов со всех концов нашей страны. С целью увеличения пассажировместимости судна в 1973 году, вопреки возражениям капитана, теплоход был переоборудован на судоремонтном за воде в югославском порту Риека. Теперь он мог брать на борт 411 пассажи ров. Дальнейшая судьба теплохода оказалась печальной. Судно вскоре при шло в негодность и в 1985 году было выведено из эксплуатации. Все годы работы теплохода капитаном на нем оставался Михаил Гансович Каск. После списания судна он ушел на пенсию. Сейчас живет в своей когда-то тесной от детворы квартире. Его верной жены Ирины Игнатьевны нет уже много лет. Дочь Елена с мужем живут и работают в Москве. Она неоднократ но просила отца переселиться к ним. Но Михаил Гансович навечно связал себя с Мурманском и никуда уезжать не собирается. В его чистенькой, уют Капитан М. Г. Каск Фото из фондов музея истории ММП
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz