Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

242 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА полуострова. Тяжело приходилось молодому капитану, почти непокидавшему мостик в течение суточных вахт. Однако «Тулома» не доставляла никаких лишних хлопот службам пароходства. Ни жалоб от пассажиров, ни претен­ зий со стороны клиентуры к экипажу старенькой, тихоходной «Туломе» не поступало. Ее моряки систематически перевыполняли план перевозок и при­ носили пароходству сверхплановую прибыль. В то же время старый, отживший свой век пассажирский пароход «Яст­ реб», 1890 года постройки, 55 метров длиной, бравший на борт до 107 пассажи­ ров, приносил управлению пароходства одни беспокойства и значительные убытки. Когда-то он был знаменитым, вместе с «Авророй» участвовал в рево­ люционном восстании в Петербурге. На нем регулярно происходили аварии и нарушения дисциплины. «Ястреб» в пароходстве считали «ссыльным» и на пего направляли всех любителей спиртного и прогульщиков. На «Ястреб» на­ правили молодого капитана для улучшения производственной ситуации на судне. Каску пришлось начинать с наведения порядка на палубах и в каютах парохода, с укрепления дисциплины среди экипажа. На всех производствен­ ных совещаниях, в стенной печати и в личных беседах с моряками велась борь­ ба с нарушителями. Такая систематическая работа принесла положительные результаты: экипаж подтянулся, стал трудиться добросовестно. «Особенно тяжело, —вспоминает Михаил Гансович, —было плавать в те годы без радиолокаторов. В условиях полярной ночи, туманов и снегопадов приходилось ходить вслепую, почти на ощупь, испытывая “коварство и ко­ кетливость” нашей заполярной погоды». Но и тогда капитан безукоризненно водил суда с самым ценным грузом —с людьми. Все плавания пассажирских судов связаны с риском, и четкость их рабо­ ты достигается ценой большого напряжения сил всего экипажа и капитана. Так, теплоход «Сестрорецк», которым командовал Михаил Гансович, рабо­ тал на линии Мурманск—Иоканга. За время следования в один конец ему предстояло совершить 14 заходов, столько же —на пути в Мурманск. Прихо­ дилось работать в самых экстремальных ситуациях. Поэтому в течение всего плавания Каск почти не покидал мостик, что требовало от него не только судоводительского мастерства, но и знания местности. 1 января 1960 года пассажирский флот пароходства пополнился новым грузо-пассажирским лайнером «Вацлав Боровский». Это был белоснежный красавец длиной более 120 метров, развивающий скорость 18 узлов. Он на долгие годы стал флагманом пассажирского флота Мурманского пароход­ ства. Уже через два года его экипаж под командованием Каска добился по­ четного в те годы звания «Экипаж коммунистического труда» и с тех пор ежегодно его подтверждал. Михаил Гансович командовал судном почти 25 лет. Сейчас он с улыбкой вспоминает, что по приходу «Воровского» в Мурманск он был включен в со­ став комиссии по изучению возможности использования судна на перевозке жителей портопунктов побережья. В одном из становищ капитан, стоявший на мостике, трижды пытался ошвартовать судно. На берегу не успевали принять

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz