Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
242 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА полуострова. Тяжело приходилось молодому капитану, почти непокидавшему мостик в течение суточных вахт. Однако «Тулома» не доставляла никаких лишних хлопот службам пароходства. Ни жалоб от пассажиров, ни претен зий со стороны клиентуры к экипажу старенькой, тихоходной «Туломе» не поступало. Ее моряки систематически перевыполняли план перевозок и при носили пароходству сверхплановую прибыль. В то же время старый, отживший свой век пассажирский пароход «Яст реб», 1890 года постройки, 55 метров длиной, бравший на борт до 107 пассажи ров, приносил управлению пароходства одни беспокойства и значительные убытки. Когда-то он был знаменитым, вместе с «Авророй» участвовал в рево люционном восстании в Петербурге. На нем регулярно происходили аварии и нарушения дисциплины. «Ястреб» в пароходстве считали «ссыльным» и на пего направляли всех любителей спиртного и прогульщиков. На «Ястреб» на правили молодого капитана для улучшения производственной ситуации на судне. Каску пришлось начинать с наведения порядка на палубах и в каютах парохода, с укрепления дисциплины среди экипажа. На всех производствен ных совещаниях, в стенной печати и в личных беседах с моряками велась борь ба с нарушителями. Такая систематическая работа принесла положительные результаты: экипаж подтянулся, стал трудиться добросовестно. «Особенно тяжело, —вспоминает Михаил Гансович, —было плавать в те годы без радиолокаторов. В условиях полярной ночи, туманов и снегопадов приходилось ходить вслепую, почти на ощупь, испытывая “коварство и ко кетливость” нашей заполярной погоды». Но и тогда капитан безукоризненно водил суда с самым ценным грузом —с людьми. Все плавания пассажирских судов связаны с риском, и четкость их рабо ты достигается ценой большого напряжения сил всего экипажа и капитана. Так, теплоход «Сестрорецк», которым командовал Михаил Гансович, рабо тал на линии Мурманск—Иоканга. За время следования в один конец ему предстояло совершить 14 заходов, столько же —на пути в Мурманск. Прихо дилось работать в самых экстремальных ситуациях. Поэтому в течение всего плавания Каск почти не покидал мостик, что требовало от него не только судоводительского мастерства, но и знания местности. 1 января 1960 года пассажирский флот пароходства пополнился новым грузо-пассажирским лайнером «Вацлав Боровский». Это был белоснежный красавец длиной более 120 метров, развивающий скорость 18 узлов. Он на долгие годы стал флагманом пассажирского флота Мурманского пароход ства. Уже через два года его экипаж под командованием Каска добился по четного в те годы звания «Экипаж коммунистического труда» и с тех пор ежегодно его подтверждал. Михаил Гансович командовал судном почти 25 лет. Сейчас он с улыбкой вспоминает, что по приходу «Воровского» в Мурманск он был включен в со став комиссии по изучению возможности использования судна на перевозке жителей портопунктов побережья. В одном из становищ капитан, стоявший на мостике, трижды пытался ошвартовать судно. На берегу не успевали принять
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz