Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 241 Осуществив свою мечту быть моряком, Анатолий Соколов отработал в па­ роходстве более 50 лет, щедро отдавая опыт и знания молодым судоводителям. Но вскоре здоровье не позволило Соколову совершать длительные рейсы. В последние годы он находился на пенсии. В кругу друзей-соплавателей он признавался, что жизнь у него удачно сложилась и он доволен тем, чего дос­ тиг. Недолгой оказалась пенсионная жизнь капитана. Его прах покоится на мурманском кладбище. Капитана видно по швартовке К ак быстро бегут годы... Их не удержать. Главное для человека, про­ живающего жизнь, — это сохранить то, что помнишь. Михаилу Гансовичу Каску есть что сохранять в памяти. Он родился в начале двадцатых годов в Архангельске в семье капитана дальнего плавания. А в 1934 году отца Каска, Ганса Яновича, эстонца по национальности, перевели на работу лоцманом в Мурманский морской торговый порт, и семья пере­ ехала в Мурманск. В 1938 году отца арестовали, и только спустя двадцать лет мать Каска, Мариамна Егоровна, получила известие о том, что ее муж «в связи с отсутствием состава преступления реабилитирован посмертно». В семье росли пятеро детей, четверо из них — мальчики. Для них отец всегда был авторитетом. Поэтому, кем быть, у подростков вопрос не стоял. Когда Миха­ ил окончил восемь классов, то, не раздумывая, поступил в Мурманский мор­ ской рыбопромышленный техникум. Но Великая Отечественная война поме­ шала получить образование, техникум был расформирован, и учеба прерва­ лась. Его направили на месячные курсы шоферов при Осоавиахиме, а после их окончания он работал до призыва в Советскую Армию водителем в Мур­ манской областной больнице. После войны Каск окончил курсы штурманов малого плавания при учебно-курсовом комбинате и 1 сентября 1946 года был принят на работу в Мурманское морское пароходство. Вначале Михаил Каск работал пассажирским помощником на пароходе «Ястреб», а затем был на­ правлен штурманом на пароход «С. Перовская». Добросовестный, исполни­ тельный молодой судоводитель очень быстро рос по карьерной лестнице. Третьим штурманом он работал 6 месяцев, вторым —9, старшим помощни­ ком капитана —всего 11 месяцев. Уже в 1951 году молодого судоводителя назначили вначале капитаном грузо-пассажирского парохода «Сосновец», а затем парохода «Тулома». Это маленькое суденышко в начале пятидесятых годов было единственным сред­ ством перевозки пассажиров по побережью Кольского залива. Скромный, улыбчивый Михаил Каск уже в те далекие годы пользовался большим уваже­ нием и доброй славой среди жителей становищ и портопунктов Кольского

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz