Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 239 ним из лучших курсантов и выпускников. После окончания училища вопрос «где работать?» у молодого судоводителя не стоял. Он, не раздумывая, по­ ехал в Мурманск, так как был уверен, что только в Мурманском арктическом пароходстве сможет работать на ледовых трассах и, несомненно, примет уча­ стие в экспедиции по поиску могилы Георгия Яковлевича Седова. В 1956 году выпускник седовской мореходки впервые прибыл в пароход­ ство и был принят на должность третьего помощника капитана, но уже через два дня молодой специалист стал вторым штурманом. Такое в практике слу­ чается очень редко. Правда, вторым помощником на парусно-моторной шху­ не «Печенга», но сам факт в судьбе Анатолия Ивановича имел место. Спустя год, молодого штурмана направили на пароход «Кама». А вскоре в книге при­ казов по судну капитан Старков объявил благодарность второму помощнику, который профессионально грамотно обеспечил погрузку судна и взял на борт сверх плана около 300 тонн грузов. Затем была нелегкая работа на теплохо­ дах «Акоп Акопян», «Доброполье», пароходе «Зоя Космодемьянская» в Арк­ тике по снабжению полярных станций. Шел второй год работы в пароходстве. На одном из заседаний аттестацион­ ной комиссии заместитель начальника пароходства по безопасности морепла­ вания Иван Павлович Лопатин отметил, что по своим данным: находчивости, сообразительности, умению быстро ориентироваться в сложной обстановке Соколов может работать старшим помощником капитана. С 1963 года Соко­ лов —старпом теплоходов «Дедовск», «Звенигород», дизель-электрохода «Ан- гаргэс». В 1969 году Соколов заочно окончил Ленинградское высшее инженер­ ное морское училище имени адмирала С. О. Макарова и стал инженером-судо- водителем. За короткое время он приобрел хорошую морскую практику и с 1972 года Анатолий Иванович Соколов —капитан на самых современных су­ дах Мурманского пароходства. А через два года как одного из лучших совет­ ских капитанов его командируют для работы на судах Республики Куба. Тогда по инициативе капитана Соколова и других наших специалистов впервые на кубинском флоте была проделана работа по переводу судов на двухгодичный межремонтный эксплуатационный период. За большие успехи в работе на судах кубинской компании «Мамбиса» советский капитан был дважды отме­ чен грамотами. Закончилась командировка на Кубу, и Анатолий Иванович в 1978 году вернулся на капитанский мостик судов родного пароходства. Не все складывалось гладко в его судьбе. На флоте за все в ответе капи­ тан: и за жизни людей, и за безопасность мореплавания, и за любое наруше­ ние морского Устава. По результатам рейса на теплоходе «Мария Ермолова» Анатолий Соколов был разжалован из капитанов в старпомы. Его направили на теплоход «Звенигород», где экипаж возглавлял Георгий Осипович Коно­ нович —капитан, беззаветно преданный морю. О нем говорили, что плохого моряка он чувствует и работать в свой экипаж не возьмет. После первого же совместного рейса Кононович отмечал, что Соколов —очень грамотный су­ доводитель, прекрасный командир, профессионал высокого класса. При вы­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz