Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 229 заместителя генерального директора. В эти годы пароходство осуществило многие уникальные проекты по программе освоения Северного морского пути, совершало уникальные рейсы в Арктику. В разработке каких арктических проектов Вы принимали непосредственное участие? — В 1968 году я работал групповым диспетчером службы перевозок и движения флота. Тогда мы впервые начали осуществлять первые арктиче­ ские рейсы в высокоширотные точки Земли Франца-Иосифа, Северной Зем­ ли. В 1971 году пароходство выполнило первый экспериментальный рейс по продлению сроков арктической навигации в порт Дудинка для завоза и выво­ за грузов Норильского комбината. Успешное проведение таких рейсов позво­ лило значительно расширить сроки арктической навигации и с 1979 года пе­ рейти на круглогодичную и устойчивую работу на дудинском направлении, что имело большое значение для страны. Затем мы разрабатывали предложения по завозу грузов судами в зимне­ осенний период в труднодоступные районы Арктики с выгрузкой на ледовый припай. В 1976 году первый экспериментальный рейс к мысу Харасавэй со­ вершил дизель-электроход «Павел Пономарев» под проводкой атомного ле­ докола «Ленин», доставив грузы для газовиков и нефтяников Ямала. Много и других интересных проектов мы осуществляли в то время. —Как случилось, что Вы возглавили некоммерческую организацию «Фонд поддержки атомного ледокола “Ленин”»? —В июне 1999 года я уволился из пароходства на пенсию. У меня было неиспользовано много отпусков. Уехал из города, хорошо отдохнул, а когда вернулся, встретил Бориса Макаровича Соколова —капитана атомохода. Он сорок лет возглавлял экипаж «Ленина». Времена в стране были «смутные». Все предприятия стремились выжить, а капитана беспокоил вопрос сохране­ ния «Ленина» для потомков, преобразовании первенца атомного флота в му­ зей. Тогда он и предложил мне заняться решением этой проблемы. Я попро­ сил три дня на размышления, понимая, какая хлопотная предстоит работа. Необходимо будет изыскать средства на переоборудование ледокола и обуст­ ройство места его стоянки, решать вопросы с руководителями города, облас­ ти и многих предприятий других регионов страны, вести переговоры, писать письма... К тому времени ледокол уже одиннадцать лет стоял в отстое, плано­ вые ремонтные работы не велись, бюджетные средства на переоборудование и обустройство вечной стоянки атомохода не предусматривались. Через три дня мы встретились. Борис Макарович был очень уважаемым человеком в коллективе пароходства, я понимал, что ему нужна и помощь и поддержка, поэтому я согласился. 29 февраля 2000 года по инициативе Мурманского пароходства была создана некоммерческая организация «Фонд поддержки атомного ледокола “Ленин”», где по предложению Бориса Макаровича Соко­ лова учредители Фонда утвердили мою кандидатуру на должность президен­ та. Сопредседателями попечительского совета стали губернатор Юрий Евдо­ кимов, мэр Мурманска Олег Найденов и капитан атомохода «Ленин» Борис

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz