Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 229 заместителя генерального директора. В эти годы пароходство осуществило многие уникальные проекты по программе освоения Северного морского пути, совершало уникальные рейсы в Арктику. В разработке каких арктических проектов Вы принимали непосредственное участие? — В 1968 году я работал групповым диспетчером службы перевозок и движения флота. Тогда мы впервые начали осуществлять первые арктиче ские рейсы в высокоширотные точки Земли Франца-Иосифа, Северной Зем ли. В 1971 году пароходство выполнило первый экспериментальный рейс по продлению сроков арктической навигации в порт Дудинка для завоза и выво за грузов Норильского комбината. Успешное проведение таких рейсов позво лило значительно расширить сроки арктической навигации и с 1979 года пе рейти на круглогодичную и устойчивую работу на дудинском направлении, что имело большое значение для страны. Затем мы разрабатывали предложения по завозу грузов судами в зимне осенний период в труднодоступные районы Арктики с выгрузкой на ледовый припай. В 1976 году первый экспериментальный рейс к мысу Харасавэй со вершил дизель-электроход «Павел Пономарев» под проводкой атомного ле докола «Ленин», доставив грузы для газовиков и нефтяников Ямала. Много и других интересных проектов мы осуществляли в то время. —Как случилось, что Вы возглавили некоммерческую организацию «Фонд поддержки атомного ледокола “Ленин”»? —В июне 1999 года я уволился из пароходства на пенсию. У меня было неиспользовано много отпусков. Уехал из города, хорошо отдохнул, а когда вернулся, встретил Бориса Макаровича Соколова —капитана атомохода. Он сорок лет возглавлял экипаж «Ленина». Времена в стране были «смутные». Все предприятия стремились выжить, а капитана беспокоил вопрос сохране ния «Ленина» для потомков, преобразовании первенца атомного флота в му зей. Тогда он и предложил мне заняться решением этой проблемы. Я попро сил три дня на размышления, понимая, какая хлопотная предстоит работа. Необходимо будет изыскать средства на переоборудование ледокола и обуст ройство места его стоянки, решать вопросы с руководителями города, облас ти и многих предприятий других регионов страны, вести переговоры, писать письма... К тому времени ледокол уже одиннадцать лет стоял в отстое, плано вые ремонтные работы не велись, бюджетные средства на переоборудование и обустройство вечной стоянки атомохода не предусматривались. Через три дня мы встретились. Борис Макарович был очень уважаемым человеком в коллективе пароходства, я понимал, что ему нужна и помощь и поддержка, поэтому я согласился. 29 февраля 2000 года по инициативе Мурманского пароходства была создана некоммерческая организация «Фонд поддержки атомного ледокола “Ленин”», где по предложению Бориса Макаровича Соко лова учредители Фонда утвердили мою кандидатуру на должность президен та. Сопредседателями попечительского совета стали губернатор Юрий Евдо кимов, мэр Мурманска Олег Найденов и капитан атомохода «Ленин» Борис
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz