Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 225 рыболовном траулере «Торос» курсант понял, что промысел — это не то, о чем он мечтал, и следующую практику курсант Васюк проходил уже на судах пароходства. Ему повезло. Направили на дизель-электроход «Лена», где ка­ питаном работал знаменитый Александр Иванович Ветров, а вторым помощ­ ником —Алексей Алексеевич Шарапов. Именно Шарапов увидел в практи­ канте будущего капитана, направил его в трюм и поручил следить за погруз­ кой дизель-электрохода, ведь там, в трюме, можно и опыт погрузки приобрести, и знание иностранного языка совершенствовать, общаясь с иностранными рабочими. В первых рейсах на «Лене» курсант был поражен мощью, поряд­ ком на судне, деловитостью и работоспособностью экипажа. Жизнь непред­ сказуема. Когда молодой специалист уже плавал четвертым помощником, то сын капитана «Лены» Дмитрий Ветров работал матросом в его вахте. Из рейса курсант опоздал к началу занятий. Когда он вернулся в училище, пре­ подаватель английского спросила о причине его задержки. Вячеслав на хоро­ шем английском рассказал, в каких странах был и что видел. После этого ему предложили защищать диплом на английском языке. Еще до окончания мореходки Васюк собрал все необходимые документы, сдал аттестацию и устроился в пароходство. Не хватало только диплома. Диплом был блестяще защищен. От распределения в училище отказался, взял право на самостоятельное трудоустройство и с дипломом инженера-судово- дителя пришел в пароходство. Уже на следующий день он получил направле­ ние на ледокол «Капитан Мелехов» и ушел в море. Ледокол работал в Аркти­ ке, затем —на Балтике, на Азовском море. Не понравилось ему работать на ледоколе. Мешало однообразие. Просил инспектора отдела кадров перевести его на суда другого типа. Получил ответ, что это возможно только через уволь­ нение из пароходства. Решил увольняться. Первый рейс молодого судоводителя длился около девяти месяцев. Сме­ нившись в Жданове (теперь Мариуполь), он с вещами пришел прямо в отдел кадров за расчетом. Сергей Иванович Суханов —инспектор отдела кадров — что-то долго писал, и вместо увольнительной Вячеслав получил направление «на пассажир». Взглянув на документ, моряк понял, что уже вечером он дол­ жен уходить в рейс на пароходе «Петродворец». «Не переживай, — сказал инспектор, —до вечера успеешь сменить рубашку! Да и рейс короткий...». Капитан «Петродворца» Эмиль Стеркин, заметив грусть в глазах третьего помощника, поинтересовался его состоянием, а когда услышал, что только сегодня молодой штурман вернулся домой из долгого рейса, то разрешил ему в следующий рейс взять жену с ребенком. Рабочая атмосфера на пароходе была замечательной, экипаж дружный. Васюк проявил себя как хороший профессионал, ответственный, требовательный, по характеру спокойный, с экипажем вежливый и общительный. Этот «короткий рейс» в жизни Васюка оказался длиною в 27 лет. Столько лет он посвятил работе на пассажирских судах. После списания «Петродворца» его направили вторым помощником на теплоход «Мария Ермолова», затем —«Вацлав Воровский» и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz