Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

222 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА массиве. Тогда был раздавлен льдами и погиб теплоход «Нина Сагайдак». Все газеты давали репортажи из Восточного сектора Арктики, как с фронта. Связи с моряками не было. Тогда все члены семьи очень переживали за Сашу, а он в этом сложном рейсе беззаветно влюбился в Арктику. Годы работы на ледоколе он вспоминает с большой теплотой. На ледоколе «Капитан Николаев» он вновь стал электромехаником, здесь у него появились друзья. Одним из них был старший электромеханик Борис Михайлович Стре­ каловский —спокойный, справедливый и доброжелательный человек, профес­ сионал высочайшего класса. Ему, а также старшему электромеханику Влади­ миру Юрьевичу Масловскому, Александр Аскарович благодарен за большую помощь в становлении его как судового электромеханика. Затем Окса переве­ ли на транспортные суда. Мечтал он работать на «полководцах»*, но началь­ ник электромеханической службы Юрий Алексеевич Тищенко направил его на теплоходы серии «СА-15» (серия судов усиленного ледового класса, постро­ енных в Финляндии). Вначале были теплоходы «Тикси», «Мончегорск», а затем —«Юрий Аршеневский». Тищенко убедил Окса, что только на «морков­ ках» —самых современных судах —работать должны самые квалифицированные специалисты. «Юрий Алексеевич, —рассказывает Александр Аскарович, —очень во многом мне помогал. Это замечательный человек, инженер широчайшей эру­ диции. Я его вначале даже боялся, очень строгим он мне казался. Но мы вместе были на приемке теплохода, и он опекал меня, как сына. Сейчас я уже сам классный специалист, но предела знаниям нет и к Юрию Алексеевичу заходил после каждого рейса, пока он не ушел на пенсию. Мы общались предметно как профессионалы. Он всегда, несмотря на занятость, помогал и поддерживал». Александр Оке трудится в пароходстве уже около 30 лет и очень любит свою работу. Плавал на пассажирском теплоходе «Клавдия Еланская», на танкерах «Саратов», «Натали», «Хатанга», потом на теплоходе «Кандалак­ ша», но в 2009 году вновь вернулся на теплоход «Юрий Аршеневский». Наука и техника постоянно совершенствуются. Идет сокращение экипа­ жей, и у каждого моряка увеличивается рабочая нагрузка. Экипаж теплохода «Юрий Аршеневский» постоянно трудится в условиях тропического климата. Судно трамповое, не связанное с определенным районом плавания. Работать экипажу приходится и в Арктике, и в Юго-Восточной Азии на линиях Тай­ ланд, Судан, Находка, Филиппины, в настоящее время теплоход перевозит уголь с Сахалина на Корею. Судно, предназначенное для работы в Арктике, в теплых водах сильно коррозирует, быстро изнашивается. Температура воздуха на па­ лубе +30-35 градусов, а в машине порой достигает +60 градусов. Работать в такой обстановке невероятно тяжело. Сейчас в экипаже всего один электроме­ ханик. Судно же достаточно сложное, насыщено электроникой, далеко не но­ вое, а профилактические работы выполнять некогда, поэтому техника ломает­ ся все чаще и приходится много времени уделять ремонту. Нередко трудиться приходится сутками, не хватает рабочих рук, но моряки делают все, чтобы ’ « П о л к о в о д ц ы » - так называют суда, названные в честь великих полководцев России.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz