Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
222 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА массиве. Тогда был раздавлен льдами и погиб теплоход «Нина Сагайдак». Все газеты давали репортажи из Восточного сектора Арктики, как с фронта. Связи с моряками не было. Тогда все члены семьи очень переживали за Сашу, а он в этом сложном рейсе беззаветно влюбился в Арктику. Годы работы на ледоколе он вспоминает с большой теплотой. На ледоколе «Капитан Николаев» он вновь стал электромехаником, здесь у него появились друзья. Одним из них был старший электромеханик Борис Михайлович Стре каловский —спокойный, справедливый и доброжелательный человек, профес сионал высочайшего класса. Ему, а также старшему электромеханику Влади миру Юрьевичу Масловскому, Александр Аскарович благодарен за большую помощь в становлении его как судового электромеханика. Затем Окса переве ли на транспортные суда. Мечтал он работать на «полководцах»*, но началь ник электромеханической службы Юрий Алексеевич Тищенко направил его на теплоходы серии «СА-15» (серия судов усиленного ледового класса, постро енных в Финляндии). Вначале были теплоходы «Тикси», «Мончегорск», а затем —«Юрий Аршеневский». Тищенко убедил Окса, что только на «морков ках» —самых современных судах —работать должны самые квалифицированные специалисты. «Юрий Алексеевич, —рассказывает Александр Аскарович, —очень во многом мне помогал. Это замечательный человек, инженер широчайшей эру диции. Я его вначале даже боялся, очень строгим он мне казался. Но мы вместе были на приемке теплохода, и он опекал меня, как сына. Сейчас я уже сам классный специалист, но предела знаниям нет и к Юрию Алексеевичу заходил после каждого рейса, пока он не ушел на пенсию. Мы общались предметно как профессионалы. Он всегда, несмотря на занятость, помогал и поддерживал». Александр Оке трудится в пароходстве уже около 30 лет и очень любит свою работу. Плавал на пассажирском теплоходе «Клавдия Еланская», на танкерах «Саратов», «Натали», «Хатанга», потом на теплоходе «Кандалак ша», но в 2009 году вновь вернулся на теплоход «Юрий Аршеневский». Наука и техника постоянно совершенствуются. Идет сокращение экипа жей, и у каждого моряка увеличивается рабочая нагрузка. Экипаж теплохода «Юрий Аршеневский» постоянно трудится в условиях тропического климата. Судно трамповое, не связанное с определенным районом плавания. Работать экипажу приходится и в Арктике, и в Юго-Восточной Азии на линиях Тай ланд, Судан, Находка, Филиппины, в настоящее время теплоход перевозит уголь с Сахалина на Корею. Судно, предназначенное для работы в Арктике, в теплых водах сильно коррозирует, быстро изнашивается. Температура воздуха на па лубе +30-35 градусов, а в машине порой достигает +60 градусов. Работать в такой обстановке невероятно тяжело. Сейчас в экипаже всего один электроме ханик. Судно же достаточно сложное, насыщено электроникой, далеко не но вое, а профилактические работы выполнять некогда, поэтому техника ломает ся все чаще и приходится много времени уделять ремонту. Нередко трудиться приходится сутками, не хватает рабочих рук, но моряки делают все, чтобы ’ « П о л к о в о д ц ы » - так называют суда, названные в честь великих полководцев России.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz