Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 221 с братом-близнецом уже со второго класса носили тельняшки, представляя себя на палубах кораблей, бороздящих бушующий океан. Началом его мор­ ского пути стал Одесский клуб юных моряков «Бригантина». Однажды бра­ тья увидели объявление о наборе и направились прямо туда. Во дворе клуба их встретил пожилой человек в морской тропической форме. На его правой руке, как у пирата, был выколот цветной парусник, а под ним размещалась подпись —«Манила». Это был Федор Михайлович Шевченко, старший ме­ ханик Черноморского пароходства, посвятивший морскому флоту всю свою жизнь. Этот человек стал его первым учителем, привившим Александру без­ граничную любовь к флоту. Федор Михайлович был одним из организаторов музея морского флота в Одессе. Это он привез в морской музей Одессы из Мурманского пароходства штурвал ледокола «Ермак». Вскоре Одесский клуб юных моряков был преобразован во флотилию, мальчишкам выдали мор­ скую форму и они, как настоящие моряки, щеголяли в ней. Всю жизнь Александр Оке хранит память о том, как после уроков они с братом бежали на списанную плавбазу «Чехов», полученную после войны по репарации. Там с такими же, как они, мальчишками изучали устройство су­ дов, историю морского флота, собирали и разбирали уцелевшие механизмы, выходили в море на шлюпках и под парусами. На теплоходе «Тарас Шевчен­ ко» юные курсанты проходили морскую практику, а затем сдавали экзамены на знание судовой установки. Экзамены принимали механики-наставники Черноморского пароходства. Тогда Александр получил удостоверение судо­ вого моториста 1 класса. В семье Оксов не было моряков. Но отец, видя любовь мальчишек к морю, не воспротивился и дал им возможность сделать собственный выбор. Братья поступили в Одесское среднее мореходное училище рыбной промышленнос­ ти на факультет электрооборудования судов, а после его окончания распреде­ лились на Дальний Восток. Шесть лет отработали на судах Преображенской базы тралового флота Приморрыбпрома Дальрыбы. а затем Александр вер­ нулся в Одессу. В 1979 году он поступил учиться в Мурманское высшее ин­ женерное морское училище имени Ленинского комсомола на специальность «Эксплуатация судового оборудования». Ему к тому времени исполнилось двадцать пять лет, и он решил учиться на заочном отделении мореходки. А в 1983 году Александр Оке переехал из Одессы в Мурманск и устроился на работу в Мурманское пароходство. В то время специалистов с дипломом об окончании училища рыбной промышленности в пароходство не принимали. Александр проявил характер и пошел на прием к начальнику службы кадров Александру Васильевичу Бондареву, убедительно просил принять его —элек­ тромеханика почти с десятилетним стажем работы на флоте — хотя бы на должность электрика. И вопреки всем правительственным решениям был принят на ледокол «Капитан Николаев», находившийся в доковом ремонте. Первый рейс в Арктику в 1983 году для Александра оказался ошеломляю­ щим. Ледокол тогда принимал участие в спасении судов в Айонском ледовом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz