Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 221 с братом-близнецом уже со второго класса носили тельняшки, представляя себя на палубах кораблей, бороздящих бушующий океан. Началом его мор ского пути стал Одесский клуб юных моряков «Бригантина». Однажды бра тья увидели объявление о наборе и направились прямо туда. Во дворе клуба их встретил пожилой человек в морской тропической форме. На его правой руке, как у пирата, был выколот цветной парусник, а под ним размещалась подпись —«Манила». Это был Федор Михайлович Шевченко, старший ме ханик Черноморского пароходства, посвятивший морскому флоту всю свою жизнь. Этот человек стал его первым учителем, привившим Александру без граничную любовь к флоту. Федор Михайлович был одним из организаторов музея морского флота в Одессе. Это он привез в морской музей Одессы из Мурманского пароходства штурвал ледокола «Ермак». Вскоре Одесский клуб юных моряков был преобразован во флотилию, мальчишкам выдали мор скую форму и они, как настоящие моряки, щеголяли в ней. Всю жизнь Александр Оке хранит память о том, как после уроков они с братом бежали на списанную плавбазу «Чехов», полученную после войны по репарации. Там с такими же, как они, мальчишками изучали устройство су дов, историю морского флота, собирали и разбирали уцелевшие механизмы, выходили в море на шлюпках и под парусами. На теплоходе «Тарас Шевчен ко» юные курсанты проходили морскую практику, а затем сдавали экзамены на знание судовой установки. Экзамены принимали механики-наставники Черноморского пароходства. Тогда Александр получил удостоверение судо вого моториста 1 класса. В семье Оксов не было моряков. Но отец, видя любовь мальчишек к морю, не воспротивился и дал им возможность сделать собственный выбор. Братья поступили в Одесское среднее мореходное училище рыбной промышленнос ти на факультет электрооборудования судов, а после его окончания распреде лились на Дальний Восток. Шесть лет отработали на судах Преображенской базы тралового флота Приморрыбпрома Дальрыбы. а затем Александр вер нулся в Одессу. В 1979 году он поступил учиться в Мурманское высшее ин женерное морское училище имени Ленинского комсомола на специальность «Эксплуатация судового оборудования». Ему к тому времени исполнилось двадцать пять лет, и он решил учиться на заочном отделении мореходки. А в 1983 году Александр Оке переехал из Одессы в Мурманск и устроился на работу в Мурманское пароходство. В то время специалистов с дипломом об окончании училища рыбной промышленности в пароходство не принимали. Александр проявил характер и пошел на прием к начальнику службы кадров Александру Васильевичу Бондареву, убедительно просил принять его —элек тромеханика почти с десятилетним стажем работы на флоте — хотя бы на должность электрика. И вопреки всем правительственным решениям был принят на ледокол «Капитан Николаев», находившийся в доковом ремонте. Первый рейс в Арктику в 1983 году для Александра оказался ошеломляю щим. Ледокол тогда принимал участие в спасении судов в Айонском ледовом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz