Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 217 приходилось управляться с десятью детьми. Ее выдали замуж в тринадцать лет. Сатар в семье был первым ребенком, поэтому старался помогать маме. Она же, безграмотная женщина, неумеющая читать и писать, делала все, что бы малыши росли счастливыми и грамотными. В семье Бедаловых все учи лись только на «отлично». В 1944 году вышел сталинский приказ о создании в стране морских учи лищ. И в его родном Баку было создано мореходное училище. После оконча ния семи классов мальчик, не задумываясь, пошел в мореходку. Он всегда мечтал только о море. Мама была категорически против этого выбора, но приход отца разрешил проблему. Махмуд-оглы, сам безраздельно любивший море и ходивший матросом на судах до 80 лет, поддержал решение сына. Сатар был самым маленьким, самым юным среди бакинских курсантов и офи циально был зачислен в училище уже на втором курсе и только потому, что учился он необыкновенно легко и успешно. До сих пор на Доске почета Ба кинской мореходки золотыми буквами написана фамилия Сатара Махмудо вича Бедалова. В Ленинградское высшее мореходное училище он как отличник был за числен без экзаменов. Первый в истории училища азербайджанец, говорив ший на ломаном русском языке, он на первых курсах не выходил из стен училища, с упорством изучая русский язык. Как ни странно, но по всем пред метам успевал. На родине ему говорили, что для южанина ленинградский климат может оказаться вредным, ведь у него часто болело горло. И курсант Бедалов упорно занимался физической зарядкой. Однажды его вызвал фи зорг-тренер училища и сказал, что он заявлен на участие в соревнованиях по гимнастике на первенство спортивного общества «Водник». Для Сатара это было неожиданным, ведь он не только не занимался гимнастикой, но даже не знал никаких гимнастических упражнений. Тренер был непреклонен. Из-за отсутствия одного человека могли снять с соревнований всю училищную команду. Главный аргумент тренера состоял в том, что Сатар занимается фи зической зарядкой. И надо же было, без подготовки, не владея техникой, курсант набрал 53 балла при 45 необходимых для присвоения спортивного разряда. С тех пор Сатар Бедалов стал членом сборной училища по гимнас тике и занимался до тех пор, пока не получил травму глаза. После третьего курса, когда перешли от изучения гуманитарных наук к изучению специальных курсов, в его зачетке были только отличные отметки. Из 78 выпускников судоводительского факультета 1953 года Бедалов был ше стым по сумме полученных баллов и ему было предоставлено право выбора пароходства, в котором он хотел бы работать. Мечтал остаться в Ленинграде. Но государственная комиссия сочла возможным оставить в городе только тех, кто имел местную прописку. И Бедалову предложили поехать в Дальневосточ ное морское пароходство. Диплом об окончании училища ему вручала Анна Ивановна Щетинина, работавшая деканом судоводительского факультета. Именно она настояла на пересмотре направления Бедалова. Ему предоставили
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz