Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

13 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА В 60-х годах флот пароходства пополнился ледоколами типа «Москва» — «Мурманск», «Киев», мощность которых достигала 22 тыс. л. с., водоизмещением 15 300 тыс. т. Они уже были оборудован ы вертолетными площадками. В эти годы почти полностью обновился не только ле­ докольный, но и транспортный флот пароход­ ства. В навигации одновременно принимали уча­ стие до 11 ледоколов и до сотни транспортных судов. Все более внедрялось активное ледовое плавание, вскрытие льда с помощью ледоколов. Одновременно развивалась промышленность в Арктических регионах, а, следовательно, и по­ ток судов на трассе Северного морского пути. Это требовало, прежде всего, развитие Нориль­ ского горно-металлургического комбината (ГМК), откуда все больше продукции шло в Мурманск. Но порт Дудинка работал всего с июля по ок­ тябрь. Остро встала потребность в продлении сроков навигации на открывшейся регулярной линии (1969) Мурманск— Дудинка—Мурманск. В ноябре 1970 года под проводкой ледоколов «Ленин» и «Капитан Белоусов» в Дудинку пришел дизель-электроход «Гижига». Это стало началом продленной навигации на Северном морском пути. В 1971 году транспорты вышли из Дудинки 25 декабря с полным грузом. Де­ кабрь —самое трудное время в Арктике. Морозы достигали -50° С, сильные ветры, туманы, плохая видимость. От мороза лопались переборки на судах. Но уже в 1976 году таких рейсов было выполнено 39. В это время уже ис­ пользовались новые крупнотоннажные рудовозы усиленного ледового класса и атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь». В 1976 году вошел в строй но­ вый дизель-электрический ледокол «Красин» мощностью 36 тыс. л. с., пост­ роенный в Хельсинки (Финляндия). До 1990 года он работал в составе флота Мурманского морского пароходства. В 1977 году на дудинской линии в ноябре—декабре было перевезено 20% грузов от годового объема. В этот год уже принимали участие новые ледоко­ лы типа «Капитан Сорокин», которые выполняли проводку на речном участ­ ке пути, вплоть до Дудинки. Мурманский ледокольный флот обеспечивал, начиная с 70-х годов, про­ длённую летнюю, затем —осенне-зимнюю, а с 1978 года — круглогодичную навигацию на линии Мурманск—Архангельск—Кандалакша—Дудинка. В тя­ желых осенне-зимних штормовых и ледовых условиях суда доставляли в Ду­ динку все мыслимые и немыслимые грузы: портальные краны и железнодо­ рожные тепловозы, вагоны и автотранспорт, топливо, техническое снабже­ ние, продовольствие — всего не перечесть. Привезли даже молокозавод из В. С. Смолягин — капитан ледокола «Мурманск» Фото из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz