Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 201 В 1962 году, в связи с созданием в пароход­ стве специального подразделения атомного фло­ та, Леонид Григорьевич как высокопрофессио­ нальный специалист был назначен на должность заместителя начальника пароходства —главно­ го инженера по атомным установкам. Вся его дальнейшая трудовая деятельность связана с технической эксплуатации атомных ледоколов, становлением атомной энергетики на морском флоте. Отсутствие в мировой практике опыта эксп­ луатации судовых реакторов атомных ледоколов обусловило чрезвычайные трудности первого этапа их освоения. Все вопросы приходилось решать впервые. Под руководством главного инженера производилась разработка и внедре­ ние системы технологического обслуживания атомных судов с помощью плавучих средств: по перезарядке реакторов, обеспечению водно-хи­ мического режима, хранению отработанного топ­ лива, сбору радиоактивных отходов. Надежное технологическое обслужива­ ние первого в мире атомного ледокола стало основой ежегодного участия атомохода «Ленин» в арктических навигациях. Вклад Данилова в эту работу был отмечен орденом Трудового Красного Знамени. В конце 60-х годов при непосредственном участии Леонида Григорьевича Данилова и директора Базы-92 Мурманского морского пароходства Анвера Ибрагимовича Тумпарова было обосновано строительство берегового предпри­ ятия с замкнутой технологией для технического и технологического обслу­ живания атомных судов. Ныне это — ФГУП «Атомфлот». В середине 60-х Данилов возглавил руководство работами по замене экспериментальной атом­ ной паропроизводящей установки атомохода «Ленин» на новые более совер­ шенные и надежные реакторы ОК-ЭОО. В связи с этим была модернизирована вся энергетическая установка ледокола. Впервые в мировой практике были выполнены уникальные работы, защищенные впоследствии авторскими сви­ детельствами на изобретение с экономическим эффектом в 1303 млн рублей. В 1968—1970 годах по предложению Леонида Григорьевича впервые в мире были выполнены работы по дезактивации выгруженных из реакторов радиоактивных отходов, что позволило сэкономить 2,5 млн рублей, исполь­ зованных затем на приобретение ядерного топлива для новой установки ле­ докола. Вступление атомохода «Ленин» в эксплуатацию с новой ядерной ус­ тановкой улучшило работоспособность ледокола и позволило начать ранние зимне-весенние и поздние осенне-зимние плавания в Арктике. А Леонид Гри­ горьевич был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени. Л. Г. Данилов Фото из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz