Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 201 В 1962 году, в связи с созданием в пароход стве специального подразделения атомного фло та, Леонид Григорьевич как высокопрофессио нальный специалист был назначен на должность заместителя начальника пароходства —главно го инженера по атомным установкам. Вся его дальнейшая трудовая деятельность связана с технической эксплуатации атомных ледоколов, становлением атомной энергетики на морском флоте. Отсутствие в мировой практике опыта эксп луатации судовых реакторов атомных ледоколов обусловило чрезвычайные трудности первого этапа их освоения. Все вопросы приходилось решать впервые. Под руководством главного инженера производилась разработка и внедре ние системы технологического обслуживания атомных судов с помощью плавучих средств: по перезарядке реакторов, обеспечению водно-хи мического режима, хранению отработанного топ лива, сбору радиоактивных отходов. Надежное технологическое обслужива ние первого в мире атомного ледокола стало основой ежегодного участия атомохода «Ленин» в арктических навигациях. Вклад Данилова в эту работу был отмечен орденом Трудового Красного Знамени. В конце 60-х годов при непосредственном участии Леонида Григорьевича Данилова и директора Базы-92 Мурманского морского пароходства Анвера Ибрагимовича Тумпарова было обосновано строительство берегового предпри ятия с замкнутой технологией для технического и технологического обслу живания атомных судов. Ныне это — ФГУП «Атомфлот». В середине 60-х Данилов возглавил руководство работами по замене экспериментальной атом ной паропроизводящей установки атомохода «Ленин» на новые более совер шенные и надежные реакторы ОК-ЭОО. В связи с этим была модернизирована вся энергетическая установка ледокола. Впервые в мировой практике были выполнены уникальные работы, защищенные впоследствии авторскими сви детельствами на изобретение с экономическим эффектом в 1303 млн рублей. В 1968—1970 годах по предложению Леонида Григорьевича впервые в мире были выполнены работы по дезактивации выгруженных из реакторов радиоактивных отходов, что позволило сэкономить 2,5 млн рублей, исполь зованных затем на приобретение ядерного топлива для новой установки ле докола. Вступление атомохода «Ленин» в эксплуатацию с новой ядерной ус тановкой улучшило работоспособность ледокола и позволило начать ранние зимне-весенние и поздние осенне-зимние плавания в Арктике. А Леонид Гри горьевич был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени. Л. Г. Данилов Фото из фондов музея истории ММП
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz