Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 197 щих в ядерном реакторе. Начал с элементарного —познаний о строении атом ного ядра, взаимодействии протонов и нейтронов и закончил разработкой мер по обеспечению радиационной и ядерной безопасности экипажа при всех ре жимах эксплуатации атомной установки. Полученные знания позволили ему провести большую работу по оснащению палубных устройств, вооружению и снаряжению такелажа, подготовить моряков к грамотной эксплуатации судна. Анатолий Кашицкий умело руководил подготовкой ледокола к ходовым операциям. При его участии успешно прошли испытания всех палубных уст ройств. Тогда он получил свой первый орден «Знак Почета». И уже через год Пономарев ходатайствовал перед начальником пароходства о назначении Анатолия Матвеевича дублером капитана. Затем была работа на транспортных судах. С 1962-го по 1968 годы экипа жи пароходов «Североморск», «Александр Суворов», дизель-электроходов «Ангаргэс» и «Куйбышевгэс» под командованием капитана Кашицкого вы полняли ответственные рейсы, доставляя грузы в арктические порты и на полярные станции. В Арктике бывало всякое, но в трудный момент моряков нередко спасал высокий профессионализм капитана. Капитан Кашицкий обладал большим мастерством плавания во льдах. Прежде всего, это был капитан арктический. И в 1968 году его назначили капитаном-наставником ледового плавания. Хорошо зная особенности арк тических трасс, он оказывал большую помощь судоводителям транспорт ных судов. Участвовал в разработке и осуществлении ряда транспортных проводок по Северному морскому пути, в том числе и экспериментального рейса дизель-электрохода «Гижига» в порт Дудинка в осенне-зимний пери од 1970 года. В арктическую навигацию 1971-го Анатолий Кашицкий уже руководил работой штаба морских операций в Западном секторе Арктики. В июле он принял решение провести теплоход «Полоцк» через тяжелую перемычку льда в Енисейском заливе. Во время следования за ледоколом «Мурманск» судно получило повреждение. Тогда Анатолий Матвеевич получил выговор. После этого, если его одолевали сомнения, садился в самолет и летел на ледовую разведку. Только четко зная ледовую обстановку, принимал решение. В те годы по Северному морскому пути было проведено значительное количество транспортов специального назначения, осуществлено руководство операциями по использованию судов различных типов на дудинской линии в поздний осенне-зимний период. Это принесло пароходству дополнительную прибыль, и дудинская линия стала регулярной. В 1977 году атомоход «Арктика» достиг Северного полюса. Штаб мор ских операций под руководством Кашицкого непосредственно участвовал в обеспечении этого исторического рейса. Тогда Анатолий Матвеевич получил свой второй орден «Знак Почета». Начиная с 1978 года, доставка грузов на линии Мурманск—Дудинка— Мурманск стала круглогодичной. За участие в организации круглогодичного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz