Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
196 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Громоздкий, с плохой остойчивостью земснаряд покрылся наледью и беспомощно бился в кло кочущих волнах. Обледенела и шаланда. Сорва на мачта. Прервалась связь с земснарядом. Из Мурманска на дизель-электроход «Куйбышев- гэс», возвращавшийся после длительного загра ничного рейса в родной порт, поступила радио грамма с просьбой оказать «Колыме» срочную помощь. Вскоре капитан «Куйбышевгэса» сооб щил в пароходство: «Подошли к “Колыме”. Го товимся к подаче буксиров». В штормовом море только с третьего захода удалось взять земсна ряд на буксир. В Мурманск полетела долгож данная весть: «Буксир закреплен». Во время спасения морякам «Куйбышевгэса» понадоби лось немало сил, мастерства, самоотверженнос ти. Капитан дизель-электрохода руководил опе рацией четко, команды подавал спокойно, уве ренно. Возглавлял экипаж в том ответственном рейсе Анатолий Матвеевич Кашицкий, ранее водивший в Арктику первенца атомного флота ледокол «Ленин». После семи часов напряженного труда он, сдержанно улыбаясь, сказал: «Хорошо то, что хорошо кончается». Родился Анатолий Матвеевич Кашицкий в Ленинграде. Детство прошло в Днепропетровске и Горьком, где его застала война. Он пошел работать на завод, чтобы получить карточки на хлеб. В Горьком посещал яхт-клуб, где заслушивался рассказами бывалых моряков об Арктике и дальних плаваниях. Сразу же после войны уехал в Ленинград и поступил в Высшее арктиче ское морское училище. Знания давались легко. За успешную учебу со второго курса был переведен сразу на четвертый. Получив специальность инженера- судоводителя, молодой специалист уехал по направлению в Дальневосточное морское пароходство. Его первым судном стал самый мощный в ту пору на Дальнем Востоке ледокол «А. Микоян». Он осваивал науку плавания во льдах и всем сердцем полюбил Арктику с ее морозами, полярной ночью, ураган ными ветрами. Талантливый судоводитель уже через 6 лет стал капитаном дизель-электрохода «Енисей». В 1957 году Кашицкий был откомандирован в Мурманское пароходство. По просьбе Павла Акимовича Пономарева его направили старпомом на стро ившийся атомный ледокол «Ленин», которому тогда не было аналогов в мире. Конечно, возникали трудности в эксплуатации атомохода, случались сбои в работе его систем, не хватало практического опыта. Старпом с энтузиазмом взялся за освоение новой техники. Самостоятельно проанализировал все эта пы создания атомохода. Сохранилась рабочая тетрадь Анатолия Матвеевича, где он вел записи, необходимые ему для понимания процессов, происходя Капитан А. М. Кашицкий Фото из фондов музея истории ММП
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz