Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

16 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА вместе с ледоколом «Капитан Белоусов» провели караван, состоящий из 67 судов. Такого каравана ему еще никогда не приходилось проводить. В эту навигацию на «Ермак» поступила срочная радиограмма с борта ледокола «Капи­ тан Белоусов»: «Попали в сильное сжатие... прошу оказать помощь». С чув­ ством большой гордости тогда оказывали ермаковцы помощь новому ледоко­ лу. Теперь уже ни у кого не вызывало сомнений, что для тяжелых полярных льдов нет корабля лучше «Ермака». Он был единственным ледоколом, кото­ рый никогда ни у кого не просил помощи, а оказывал ее другим. В сжатиях, в хаосе старого льда, там, где нужна была предельная сила и прочность, «Ер­ мак» был вне конкуренции. В 1955—1956 годах вступили в состав флота Мурманского пароходства ледоколы: «Капитан Воронин» и «Капитан Мелехов». С 1957 года в состав арктического флота Мурманского морского пароходства был принят ледокол «Красин», переведенный на жидкое топливо. Это стало началом конца паро­ вого ледокольного флота. Особенно сложной в эти годы оказалась навигация 1957 года. Льдами была закрыта вся судоходная трасса. Многие суда получили ледовые повреж­ дения и вынуждены были остаться на зимовку в Арктике. Не вернулись в порт приписки ледоколы «Капитан Белоусов», «Капитан Воронин», «Сиби­ ряков» и др. Они повредили во льдах винты. Руководством пароходства было принято беспрецедентное решение —отремонтировать и подготовить суда к следующей навигации прямо в Арктике. Ремонт был завершен досрочно, и навигация 1958 года началась успешно. К 60-м годам продолжительность на­ вигации была доведена до 120 суток. Началом современного этапа развития ледокольно-транспортного фло­ та, новых исследований и обустройства арктических регионов можно счи­ тать время вступления в состав флота Мурманского морского пароходства атомных ледоколов, начавшемуся с вводом в строй первенца атомного фло­ та атомохода «Ленин», пополнившего флот Мурманского морского паро­ ходства в декабре 1959 года. У истоков рождения первого атомохода стояла вся страна. А портом приписки его стал наш город. Старожилы Мурманска еще помнят это историческое событие. Далеко не все знают, что вопрос базирования атомного флота решался на уровне правительства. И Мурманск стал его базой по ряду причин. Во-первых, Мурманское пароходство имело уникальные кадры, способные управлять сложнейшей техникой, во-вторых, жители города восприняли появление атомных богатырей не как появление ядерной чумы, а с чувством гордости. Сегодня в это трудно верится, но это было именно так! Атомоходцы стали героями. Мурманчане проявляли к ним огромный интерес. Приход атомоходов в Мурманск сказался на уровне культуры нашего края. В основе своей это были люди с высшим образова­ нием, большим научным потенциалом. Уже в октябре 1961 года с борта атомохода «Ленин» высажена на льдину в районе острова Врангеля дрей­ фующая станция «СП-10».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz