Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

194 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА в высадке десанта в Феодосию. Фашисты буквально охотились за «Курс­ ком». Над израненным судном постоянно кружили фашистские самолеты. Но экипаж парохода с достоинством нес службу, уготованную далеко не каж­ дому даже боевому кораблю. На груди Александра Следзюка появились ор­ ден Отечественной войны I степени, медаль «За боевые заслуги» и другие высокие награды Родины. После войны начался ремонт судов, полученных по ленд-лизу. Пароход «Ижора» не брался ремонтировать ни один завод. Александр Калинович ска­ зал: «Я сделаю ремонт сам». И сделал. А турбину парохода «Николаев» отре­ монтировал прямо в море, вскрыв ее на ходу. О нем заговорили, как о меха­ нике выдающемся и утвердили руководителем технического отдела Черно­ морского морского пароходства. Направление на ледокол буквально перевернуло всю жизнь семьи След­ зюка. Жена и маленькая дочь почти лишились возможности общаться с Алек­ сандром Калиновичем, который всецело посвятил себя работе. Он редко по­ являлся дома. Двенадцать лет руководил группой технадзора в Ленинграде, но мечтал вернуться в Арктику. Ему хотелось увидеть, как ведут себя на трассах созданные им ледоколы. Он скучал по морю, скучал по укладу мор­ ской жизни. Подал рапорт с просьбой назначить его главным механиком «Ар­ ктики». Но заменить его было не кем. В спецгруппе уже строился следующий ледокол. Следзюк остался при условии, что будет назначен главным механи­ ком атомохода «Сибирь». Для экипажа строившейся «Сибири» по инициативе Александра Калино- вича были организованы курсы по изучению энергетической установки ново­ го ледокола. Он сам провел несколько занятий. Лекции его пользовались популярностью. Тогда же он написал главы учебника по атомным судовым установкам. Учебник стал основным пособием для курсантов мореходного училища. В 1977 году Следзюк с делегацией Советского Союза побывал в ФРГ, где принимал участие в работе международной конференции по безо­ пасности атомных судов, подготовив основную часть доклада о надежности реакторных установок морских судов на английском языке. В феврале 1978 года Следзюк вернулся в пароходство в должности глав­ ного инженера-механика «Сибири». Первые рейсы атомоход преследовали неудачи: потерял герметичность один из парогенераторов, затем заклинило масляный насос. Несмотря на эти неприятности, Александр Калинович оста­ вался спокойным, доброжелательным в общении с механиками, но строго спрашивал с них. А еще строже он анализировал свои действия. Специалис­ ты, работавшие со Следзюком, до сих пор вспоминают, как однажды на сове­ щании машинной команды он попросил механика объяснить, почему не вы­ полнено его задание. В ответ услышал, что он никому из команды не поручал эту работу. Все были удивлены, когда на «судовой доске» появился приказ, подписанный Александром Калиновичем, в котором он сам себя наказывал за невыполнение производственного задания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz