Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 193 механика. Работа на атомоходе требовала еще более глубоких знаний, и он поступил в аспи­ рантуру Института атомной энергии имени И. В. Курчатова. Занимался исследованием про­ блемы охлаждения главного и вспомогательных механизмов в условиях массового поступления из-за борта шуги и льда. Главным инженером-механиком атомохода «Ленин» Следзюк работал до 1966 года. За это время на судне сложился дружный экипаж. Не­ смотря на различие национальностей, возрастов, характеров, он находил подход к каждому, по­ могал полнее раскрыть способности, поверить в свои силы. При этом никогда не показывал сво­ его превосходства в знаниях и должности. В 1966 году А. К. Следзюка назначили руко­ водителем специальной группы по техническо­ му надзору за проектированием и строительством атомных ледоколов. При его непосредственном участии разработаны и внедрены новые атомные энергетические установки ледоколов последующих поколений. Авторитет Александра Калиновича был настолько велик, что министерство оставило за ним право окончательного решения по вопросам технической документации. В 1969-м Александр Кали- нович Следзюк защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата технических наук. Одновременно с проектом модернизации атомохода «Ленин» шла разра­ ботка проектов атомохода «Арктика», атомного лихтеровоза. Контроль за вы­ полнением этих работ поручили Следзюку. Все технические идеи Следзюка воплотились в строительстве ледоколов второго поколения, наиболее совер­ шенных и эффективных судов в мире. Анализируя перспективу перевозок грузов на Севере, он первым обосновал необходимость создания атомных ледоколов с малой осадкой, в чем его поддержал академик А. П. Александров. Александр Калинович по характеру был первопроходцем, напрочь лишен­ ным страха. Возможно, так на его характер повлияла прежняя жизнь. Он родился в Одессе, в семье моряка. Отец, Калина Павлович, был матросом во время русско-японской войны на броненосце «Ретвизан», участвовал в обо­ роне Порт-Артура, затем работал в Одесском торговом порту береговым мат­ росом. Он рассказывал сыну о героизме и подвигах русских моряков. В 1938 году еще до окончания морского техникума Александра как лучшего студен­ та направили на работу четвертым механиком на пароход «Каменец-Подольск». В сорок втором назначили старшим механиком на транспорт «Курск». 23-летний моряк участвовал в регулярных перевозках военных грузов в осаж­ денный Севастополь, Керчь, на новороссийскую героическую Малую Землю, А. К. Следзюк Фото из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz