Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

192 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Когда ледокол еще не был принят в эксплуатацию, Следзюк настойчиво доказывал необходимость установки очистных фильтров. По его предложе­ нию и настоянию в срочном порядке в системе питьевой воды установили ионообменные фильтры, что стало новшеством для морского флота. Первая атомная установка «Ленина» имела много несовершенных узлов и механиз­ мов. Следзюк осуществил ряд ее преобразований, впервые выполнил слож­ ный ремонт, связанный с работой одного из реакторов, прямо в море, при этом ледокол продолжал движение на двух других реакторах. Покой, как видно, был не в натуре главного. Александр Калинович разра­ ботал нормы расхода ядерного топлива, организовывал соревнования между вахтами за его экономию и снижение травления пара. Он создал обществен­ ное конструкторское бюро. Судовые умельцы внесли более 200 рационализа­ торских предложений, усовершенствовали свыше двадцати систем, влияю­ щих на надежность атомной установки, без чего ледокол не смог бы успешно работать. Экономический эффект от предложений самого Следзюка составил только в 1962 году 12 тысяч рублей. Он дважды участвовал во Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства, награжден золотой медалью ВДНХ. В 1963 году на ледоколе успешно прошла первая перезарядка ядерного топлива. Тогда Следзюк лично осмотрел более шестисот ячеек реактора и организовал их очистку. Видимо, следствием этой работы стало заболевание глаза, который ампутировали ему через двадцать лет. Увлекаясь делом, он мало думал о своем здоровье. Однажды взял рукой регулирующий стержень реактора. — Подумаешь, стержень, одно мгновение и стержень на месте, никакого свечения, никакой радиации! —убеждал он врачей. Но получил на руку 1000 рентген. В результате на всю жизнь — след радиационного ожога, покрасневшая шелушащаяся кожа. — К реакторам — ни на шаг и надолго! — последовало категорическое заявление врачей. Но Следзюку хотелось своими глазами увидеть те процессы, которые про­ исходят в реакторе, и он продолжал свои эксперименты. Но, Боже упаси, последовать его примеру кому-то из специалистов! От них он строго требо­ вал соблюдения правил техники безопасности. Диапазон проблем, которыми занимался Калиныч, как любовно называли его моряки, выходил за рамки деятельности судового механика. Он стал ини­ циатором создания в Мурманском пароходстве специальной службы эксплу­ атации атомного флота. В службу из экипажа атомохода перешли инженеры- операторы Михаил Яковлевич Семин, Вадим Ильич Соколов, а возглавил ее заместитель начальника пароходства Леонид Григорьевич Данилов. В подчи­ нение службы передали атомоходы, судно атомно-технологического обеспе­ чения «Лепсе», а в дальнейшем и другие суда. В 1963 году Александр Калинович с отличием окончил Одесское высшее инженерное морское училище и получил специальность судового инженера-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz