Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
192 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Когда ледокол еще не был принят в эксплуатацию, Следзюк настойчиво доказывал необходимость установки очистных фильтров. По его предложе нию и настоянию в срочном порядке в системе питьевой воды установили ионообменные фильтры, что стало новшеством для морского флота. Первая атомная установка «Ленина» имела много несовершенных узлов и механиз мов. Следзюк осуществил ряд ее преобразований, впервые выполнил слож ный ремонт, связанный с работой одного из реакторов, прямо в море, при этом ледокол продолжал движение на двух других реакторах. Покой, как видно, был не в натуре главного. Александр Калинович разра ботал нормы расхода ядерного топлива, организовывал соревнования между вахтами за его экономию и снижение травления пара. Он создал обществен ное конструкторское бюро. Судовые умельцы внесли более 200 рационализа торских предложений, усовершенствовали свыше двадцати систем, влияю щих на надежность атомной установки, без чего ледокол не смог бы успешно работать. Экономический эффект от предложений самого Следзюка составил только в 1962 году 12 тысяч рублей. Он дважды участвовал во Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства, награжден золотой медалью ВДНХ. В 1963 году на ледоколе успешно прошла первая перезарядка ядерного топлива. Тогда Следзюк лично осмотрел более шестисот ячеек реактора и организовал их очистку. Видимо, следствием этой работы стало заболевание глаза, который ампутировали ему через двадцать лет. Увлекаясь делом, он мало думал о своем здоровье. Однажды взял рукой регулирующий стержень реактора. — Подумаешь, стержень, одно мгновение и стержень на месте, никакого свечения, никакой радиации! —убеждал он врачей. Но получил на руку 1000 рентген. В результате на всю жизнь — след радиационного ожога, покрасневшая шелушащаяся кожа. — К реакторам — ни на шаг и надолго! — последовало категорическое заявление врачей. Но Следзюку хотелось своими глазами увидеть те процессы, которые про исходят в реакторе, и он продолжал свои эксперименты. Но, Боже упаси, последовать его примеру кому-то из специалистов! От них он строго требо вал соблюдения правил техники безопасности. Диапазон проблем, которыми занимался Калиныч, как любовно называли его моряки, выходил за рамки деятельности судового механика. Он стал ини циатором создания в Мурманском пароходстве специальной службы эксплу атации атомного флота. В службу из экипажа атомохода перешли инженеры- операторы Михаил Яковлевич Семин, Вадим Ильич Соколов, а возглавил ее заместитель начальника пароходства Леонид Григорьевич Данилов. В подчи нение службы передали атомоходы, судно атомно-технологического обеспе чения «Лепсе», а в дальнейшем и другие суда. В 1963 году Александр Калинович с отличием окончил Одесское высшее инженерное морское училище и получил специальность судового инженера-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz