Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

МАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 191 В 1975 году Александра Михайловна ушла на заслуженный отдых и посе­ лилась в маленькой комнате в Санкт-Петербурге. Жила с племянницей Зоей Николаевной. Она все годы была по-прежнему подвижна, активна, здраво мыслила и все помнила. Находясь в преклонном возрасте, находила силы, чтобы помогать людям. Александра Лысенко дружила с дочерью академика А. Ф. Трешникова, которая являлась инвалидом детства и нуждалась в по­ стоянной поддержке. Ежегодно Александра Михайловна приезжала к Треш- никовым в Комарово и помогала дочери Алексея Федоровича не только доб­ рым словом: бельишко стирала, другие работы по дому выполняла. У Александры Михайловны Лысенко было множество наград за работу в пароходстве. В 1966 году она была награждена медалью «За трудовую доб­ лесть», в 1971-м —орденом «Знак Почета», почетным знаком участника антар­ ктических экспедиций. А грамот, благодарностей у нее было множество, и она гордится ими. До последних дней Александра Лысенко поддерживала связь с бывшими моряками «Оби». Ей часто звонили и моряки, и ученые из Институ­ та Арктики и Антарктики. Помнили ее и в Мурманском пароходстве. Алексан­ дра Михайловна дожила до своего 90-летия и вскоре ушла из жизни. Российский Колумб В 1959 году Министерство морского флота СССР объявило конкурс на замещение должности главного механика строившегося на Адми­ ралтейских верфях атомного ледокола «Ленин». Главные требова­ ния, предъявляемые к кандидату: большой опыт работы на судах, возраст до 40 лет и обязательное высшее образование. Но из десяти лучших механиков Дальневосточного и Черноморского пароходств было отдано предпочтение начальнику технического отдела Черноморского пароходства Александру Калиновичу Следзюку, несмотря на то, что ему было уже за сорок и у него не было высшего образования. Он только поступил в Одесское высшее инже­ нерное морское училище. В августе министр Морского флота В. Г. Бакаев издал приказ о назначении Следзюка Александра Калиновича главным ин- женером-механиком первого в мире атомного ледокола «Ленин». В дни достройки ледокола главный механик старался осмотреть и ощу­ пать руками каждую трубу многочисленных систем механической установки. Во время швартовных, ходовых испытаний ледокола круглосуточно работал в сдаточной команде завода, руководил всеми работами по испытанию силовых механизмов. Острый ум, высокая работоспособность позволили Александру Калиновичу в короткие сроки освоить атомную установку. Под его руковод­ ством машинная команда атомохода быстро осваивала новую технику.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz