Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

188 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА дил известный ледовый капитан, капитан-наставник Андрей Анатольевич Назарьев. В своем отзыве он сообщал в пароходство: «Все действия капитана Смирнова были продуманы и логичны. Мне вмешиваться в его команды или брать командование на себя не было необходимости». Этот случай для моло­ дого капитана стал большим потрясением. Сергей Алексеевич получил взыс­ кание, выплатил треть зарплаты. Конечно, переживал, но понял, что Устав — документ мудрый, на судне за все и за всех приходится отвечать капитану. Любимым судном капитана Смирнова до сего дня остается «Лена». Ей он отдал 28 лет своей жизни. А когда «Лену» списали, Смирнова утвердили капитаном теплохода «Вася Шишковский», затем был «Павлик Ларишкин». На этих тружениках моряки выходили в Арктику для снабжения всем необ­ ходимым полярные станции. При низких температурах, в шторм и туман, в сложнейших ледовых условиях приходилось разгружать суда силами экипа­ жа. Моряки вспоминают, что приходилось перетаскивать на своих плечах более 300 тонн груза. Однажды на острове Котельном уже в октябре снабжали полярников. Оставалось доставить последние тонны груза. Поднялся сильный ветер, на­ чался шторм, бухту забило тяжелым льдом, разгрузка прекратилась. Люди остались на берегу, катеру со льдами не справиться, и тогда капитан рискнул идти на теплоходе в мелководную бухту, чтобы спасти людей. Судно выдер­ жало, и люди были спасены. Таких решений в жизни капитана было немало. Опасно было в зимнее время ходить через Атлантику. Но «пионеры» (се­ рия судов, названных именами пионеров, — героев Великой Отечественной войны) были хорошими мореходами. И при сильном шторме, словно скор­ лупка, то исчезали в морской пучине, то снова появлялись на гребне волны. За время работы в Арктике и на Кубинской линии капитана наградили высшими морскими наградами Министерства морского флота —советскими знаками «Почетный полярник» и «Почетный работник морского флота». Последним действующим судном капитана Смирнова стал «Иван Папа- нин» —теплоход арктического класса, предназначенный для доставки грузов на необорудованный берег с использованием специальных технологий. На нем капитан работал более трех лет до получения «приговора» медкомиссии: «По состоянию здоровья для работы па флоте —не годен». На мой вопрос, сколько тонн груза он перевез за время своей работы, Сергей Алексеевич ответил коротко: «Не сосчитать!». Уже несколько лет капитан Смирнов не ходит в море. Но на мостиках многих судов долгое время прокладывали путь океанским лайнерам его уче­ ники, те, с кем он прошел не один десяток миль, те, кому помогал найти правильный курс не только в море, но и на берегу. Среди них — капитаны Людмила Тибряева, Виктор Лаврека, Владимир Шаповалов, Василий Беда- сюк и другие. Мурманчанам не надо объяснять, как наше Заполярье покоряет сердца людей. Сергей Алексеевич — не исключение. Он самозабвенно любит Мур­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz